Зачем нужны страдания? Какие могут быть нравственные страдания.

  • архиеп.
  • Энциклопедия изречений
  • свт.
  • еп. Иоанн
  • Е. Поселянин
  • еп. Пантелеимон
  • проф.
  • Страда́ние - мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука).

    Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие.
    свт.

    Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте.
    диакон Андрей

    Плоды страдания зависят от выбора самого человека: два разбойника были распяты рядом со Христом, но для одного они оказались спасительными, а другой лишь ещё больше ожесточился.

    Апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. ()

    Вообще понять смысл событий, связанных с чьими-либо страданиями, может только человек, глубоко верующий, признающий реальность потустороннего мира и его законов, прежде всего, законов вечности. Только в свете вечности — вечной жизни — обретают смысл некоторые трудно объяснимые события.

    Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины (помощью медперсонала, лекарственными средствами, оздоровительными процедурами и т. п.). Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.

    Особой оговорки требуют и действия по уклонению от страданий, связанных с бедственным положением. Если христианин живет в миру, ему не запрещается трудиться и получать за свой труд надлежащую заработную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, пользоваться иными благами (не противоречащими понятию о благочестии)

    Страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям.
    С точки зрения христианского аскетического учения страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение. Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей.
    Апостол Павел говорит в Рим.14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе», поэтому праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться тем Царством Божиим, которое внутри нас, предвкушая будущее блаженство.
    И, наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив. Рим.2:9: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое».
    иерей

    Стремление человека избавиться от страданий естественно. И оно заложено в саму природу человеческую. Отношение Церкви к страданиям такое: сострадает своим членам, но в то же время она не боится своих страданий, она знает, что через них мы получим радость, превосходящую эти страдания настолько, что мы еще будем жалеть, что мало пострадали.
    протодиакон Иоанн Шевцов

    О духовном смысле страдания

    Архимандрит Елеазар,
    духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

    Жизнь не может быть без страданий, сам по себе мир представляет собой не только одни успехи, мы видим много очень неудачников, потрясений всяческих, провалов, чудовищных преступлений. Не всегда бывает весна с распускающимися почками и яркой пестротой, бывают и разрушительные бури, град, болезни и смерть. Самое большое страдание, которое человек испытывает, – это отсутствие страданий. Не страдать в жизни – значит, не участвовать в жизни, быть лишним человеком.

    Почти всегда причину страданий можно найти в грехе, в нарушении закона жизни, законов природы. Это нарушение разъединяет человека между Богом и природой, Им созданной. Страдание оказывает на человека благотворное влияние, является школой, потому что оно учит правде, подтверждая наличие нравственного закона и смысла жизни. Практически все страдания учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Страдания показывают, что в жизни действует не нравственный хаос, а удивительный стройный порядок, основанный на правде, которая рано или поздно проявится.

    Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь – это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир.

    Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Человек труднее переносит свой успех, славу, богатство, внешнюю красоту, чем неудачи, неприятности. Успех может человека испортить, сделать гордым, ленивым, беспечным и нечеловеколюбивым, поэтому слабым и ничтожным. Страдающий укрепляется.

    Есть люди, которые понимают, что такое страдание, и видят в нём красоту, они проникают в тайну слов Апокалипсиса «кого люблю, того и наказую». То есть, указую, наставляю, руковожу. Есть люди, которые благодарят за страдания и говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные лучи, иначе мы превратились бы в пустыню. Но даёшь дождь, чтобы мы могли приносить плоды».

    Лучше страдания, чем самодовольная мещанская беспечность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – говорил Пушкин, при всём свойственном ему эллинском жизнелюбии. Пусть это страдание будит нас от сна равнодушия, окаменелого бесчувствия. Жизнь без страдания опасна, и Бог, который не наказывает нас, это Бог, который не занимается нами.

    Грубое и легкомысленное бегство от страдания кто-то находит в стремлении к получению минутного наслаждения, заглушить горечь жизни, забыться безумием. А люди верующие знают, что, чем тяжелее испытания, тем ярче нечаянная радость, которая приходит не сразу. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды».

    Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье – от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье.

    Люди нуждаются не только в объяснении своих страданий, но больше в соучастии, в сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. Очень много говорится об этом в сочинениях Фёдора Михайловича Достоевского. В его романах страдание является главным героем. Именно страдание, сопровождающееся благою вестью о Христе. Оно приводит человека к новой жизни. Трагедия, рассказанная в «Бесах», освещается в финале благостными лучами, словами Нового Завета, которые читает русскому атеисту женщина-книгоноша.

    Наша страна Россия проходит великую школу страдания на всём пути всей истории. Вся Россия – одно страдание. Судьба русского народа имеет не только национальный, но и всемирный смысл. Как образец, показатель: мы столько испытали, и мы не последние.

    Любовь вводит человека в жизнь, которая полна смысла, в свете которого становится ясно и значение страдания. Испытания понимаются как условие движения вперёд, подвиг. Как орудие освобождения от зла и греха, которые составляют несчастье человечества. Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не стараемся пойти на помощь, не соучаствуем. В соучастии, сострадании есть единственный удовлетворительный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут объяснить страдание и осмыслить его.

    Не хочешь быть мудрым - страдай.

    Пословица

    Почему человек страдает? Должен ли он страдать? Можно ли избежать страданий? Если можно, то что необходимо для этого делать? Давайте сделаем шаг к истине и поищем ответы на эти вопросы. Это важно сделать именно сейчас, при переходе в новую эпоху.

    Чтобы ответить на первый вопрос: почему человек страдает, - необходимо уточнить: а всегда ли человек страдал? Существуют разные мнения, но многие источники говорят о том, что в начале человеческой истории не было страданий. Помните библейские сказания об Адаме и Еве, живших в Раю? Даниил Андреев в книге «Роза Мира» писал: «Были времена, когда человек не страдал, когда его не наказывали, а светлые силы устраняли ошибки за людей и учили их».

    Что же произошло? Почему изменилось положение человека? Библия говорит, что человек нарушил запрет и совершил некое противоправное действие. Чей запрет? Кто взялся ограничивать свободу человека, данную ему изначально? Религия говорит: Создатель, Творец, Бог, то есть, родитель. Родители также ставят детям те или иные запреты: не делай этого, не бери то... Но все знают, что ребёнку лучше не запрещать, а так обустроить его жизнь, чтобы она была безопасна для него и для окружающих. Это одна из задач родителей: убрать с глаз ребёнка ножи, спички, лекарства, а позже научить его правильно ими пользоваться.

    Почему же всеблагий и всевидящий Бог оставил в Эдемском саду древо добра и зла, вкусив плоды которого человек мог обрести страдания и даже умереть? «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь».

    Зная такие последствия, Бог всё-таки оставил рядом с человеком это дерево. Значит, оно было необходимо! Поэтому и появился змей и сказал: «Нет, не умрёте; но знает Бог , что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И далее, когда Адам и Ева съели запретный плод, Бог подтвердил слова змея: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло ...»

    Получается, что всё это было предназначено человеку сделать, и Бог знал это. Почему же Творец так разгневался, одел людей в «кожаные одежды» и выгнал из Рая? И зачем Бог поставил печать греха на поступке человека? «Адаму же сказал: проклята земля за тебя ...» А жене сказал, что в болезни будет рожать, и муж будет господствовать над ней. И много ещё других проклятий было сказано.

    Ответ на такой сильный гнев Бога можно найти ещё в одной фразе Библии: «...И теперь как бы не простёр он (Адам) руки своей, и не взял также от дерева жизни , и не вкусил, и не стал жить вечно » (Выделено мной - Н.А.) Вот чего испугались боги: что человек узнает секрет вечной жизни и станет, как они. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Все эти выдержки приведены из Библии, книга Бытие, глава 3.)

    Из всего этого видна, может быть, самая главная причина возникновения страданий. Человек безропотно принял наказание и последующие страдания, как результат своего греха! И позволил в дальнейшем убеждать себя в этом на протяжении всех поколений! Мало того, что человек принял эти страдания, он постоянно ищет оправдания им, создавая теории, религии, философии. Многие идут ещё дальше, объявляя страдания благом и ведут по этому пути сотни миллионов людей! Например, Н.Бердяев писал: «Страдания и мука жизни - есть великая религиозная школа, которую проходит человечество».

    Практически все религии придерживаются утверждения, что страдания человека - это не что иное, как наказание за грех, плата за совершение зла, и принятие страданий есть искупление греха. Таким образом, были уравнены страдания с греховностью, что позволяло человека эксплуатировать, превращать в раба, уничтожать, убеждая, что он этого заслужил.

    Иногда человека называют «сосудом зла»! Ни одна религия не способна избавить человека от страданий, поэтому она их объявляет обязательными и неизбежными элементами бытия . А для утешения в страданиях отыскивается нечто позитивное.

    Давайте исходить из того, что человек изначально свободен ! Обладание свободой позволяет человеку делать любой шаг, он имеет на это право. Шаги человека могут быть и ошибочными. Наличие свободы, человека делает человеком , а не биороботом, запрограммированным на безошибочные действия.

    Свобода предусматривает право совершать ошибки. Этот вывод исключительно важен! Человек имеет право на ошибку ! Благодаря этому, человек может быть творцом ! И никто не имеет право на ошибках человека ставить клеймо «грех»! Право на ошибку - необходимое условие творчества, а сама ошибка - элемент творчества !

    Другое дело, что большинство людей не осознают ответственности за свои мысли, чувства и поступки и напрягают Мир. Многие живут по пословице: «Мы люди тёмные: не знаем, в чём грех, в чём спасение». Чем сознание уже и чем меньше у человека любви в поступках, мыслях и чувствах, тем больше он создаёт напряжений, которые, в свою очередь, могут к нему вернуться проблемами и страданиями.

    Например, человек строит дом, испытывая к соседям равнодушие или конфликтуя с ними. Это, как правило, аукнется сложными отношениями с ними, мелкими и крупными неприятностями. Есть народная мудрость: «ласковый телёнок двух маток сосёт». Она говорит о том, что добрый человек создаёт вокруг себя пространство любви , в котором его поступки не создают напряжений и становятся созидательными, притягивая к нему всё положительное из Мира.

    Таким образом, возникшие напряжения, и тем более страдания, после того или иного шага человека - это сигнал о том, что в этом шаге, в действиях недостаточно любви . Следовательно, ошибку необходимо как можно скорее исправить. То есть, страдания необходимо рассматривать как сигнал к действию , к поиску ошибок, к их исправлению, к переходу в новое состояние любви !

    Да, страдания как сигнал к действию, к любви можно назвать благом, но, как средство очищения, «отработки кармы» - это уже явно не благо, по крайней мере, это не лучшее средство! Безоговорочное принятие страданий приводит к тому, что человек не учится на ошибках, не извлекает из них пользу и, поэтому, всё более погружается в страдания. В конце концов, он приходит к такому состоянию, когда без посторонней помощи ему выбраться довольно сложно, и он начинает просить .

    Клеймо изначальной греховности давит и помогает ещё быстрее погружаться в страдания. И вот человек уже просит помощи у врача, у государства, у каких-то потусторонних сил, у Бога. Страдания могут нравственно возвышать и личность, и нацию, но только до определённого предела. Это может быть только какой-то этап, причём очень индивидуальный и короткий. Далее страдания разрушают и личность, и нацию.

    Ричард Бах в повести «Единственная» пишет: «Каждому из нас при рождении дают глыбу мрамора и резец скульптора. Мы можем таскать эту глыбу за собой (как крест свой), так к ней и не прикоснувшись, мы можем раздробить её в мелкую крошку, но в наших силах создать из неё великое творение красоты».

    Человек приходит на Землю для преобразования себя и Мира, для приобретения опыта души. Это можно претворять в жизнь, как через страдания, через самопожертвование, так и через радость, через счастье! Кто какой путь выбирает. На мой взгляд, человеку нужно отвергнуть жизнь со страданиями и взять за основу тождество: жизнь - это счастье!

    Страдания чаще всего озлобляют сильного человека и душевно опустошают слабого. «Боль или другое страдание, если они продолжаются долго, вызывают подавленность и понижают способность к деятельности» (Ч. Дарвин). Правда, бывают случаи, когда люди запрограммированы какой-либо идеей, и тогда они могут принимать страдания радостно, идут сознательно на смерть. Таких примеров известно много в истории.

    Религиозное мировоззрение также может отвергнуть «греховную плоть» и сознательно отправить человека на страдания. Недаром большая часть святых - великомученики. Религии говорят, что страдания возвышают душу, помогают «разорвать путы бренного мира и достичь Бога».

    Во всех культурах страдания играют важную роль в воспитании (через наказания). Во всех государствах на воспитание человека тратится значительно меньше средств, чем на содержание аппарата наказания (суды, тюрьмы, силовые структуры...).

    Государству и религии просто необходим страдающий человек, иначе о ком они будут заботиться? Но за эту заботу они через труд, налоги, десятины и пожертвования создают роскошь и блага всей религиозной и государственной иерархии. Счастливому человеку все эти надстройки в большей степени не нужны.

    Страдания могут нести различные функции. Они могут быть пассивными или активными, вызывать чувство подавленности или желание преодолеть страдания. Переживание вины может вести к извлечению уроков, к самосовершенствованию или к самоистязанию, увеличивающему духовный кризис и круг страданий. Исходя из этого, весь объём страданий можно поделить на несколько составляющих.

    Во-первых, тяжёлые формы страданий души и тела, связанные с болезнями, со смертью. Эта форма страданий несёт в большей степени вред человеку, порождая в нём сильный всплеск негативных чувств и мыслей. Это о таких страданиях говорил Д. Андреев, что они являются пищей демонических сил. Согласитесь, преждевременная смерть близких, аварии и катастрофы, природные катаклизмы и войны, тяжёлые формы болезней, уносящие жизни людей, не способствуют росту духовности, радости и счастья. Таким страданиям нет оправданий. Их не должно быть на Земле! Учитесь говорить «Нет!» таким страданиям!

    Во-вторых, существуют более лёгкие формы страданий, которые, чаще всего, возникают при совершении ошибок и неправильной реакции на сигналы Мира. Часто человек увеличивает страдания свои и близких, имея те или иные заблуждения, в том числе, религиозные. Эти страдания можно использовать для научения, для приобретения опыта, но кто не сделает этого, тот может перейти к тяжёлым формам страданий.

    К сожалению, большинство людей широко используют в своей жизни такую форму страданий. Пропустив знаки и сигналы об ошибочных шагах, напрягающих Мир, человек продолжает идти в этом же направлении и получает проблемы. Нужна определённая духовная грамотность, чуткость восприятия Мира и желание уйти от страданий. Постепенно каждому человеку необходимо набирать опыт души не через страдания и решать свои задачи, не принося в жертву своё здоровье и счастье.

    В-третьих, имеется ещё форма страданий, вызванных чужой болью, страданиями людей, природы. Это так называемое сострадание. Сострадание - это необходимое качество человека, опирающееся на его доброту и любовь к людям. Очень часто, видя чужие страдания, человек сам их испытывает. Он мучается, расстраивается, переживает, рассказывает другим об этих страданиях. Но таким образом не поможешь, а если и будет помощь, то она незначительна. Происходит перераспределение страданий между страдающим и сострадающим.

    Истинное сострадание не только в ощущении боли другого, но, главное, в стремлении облегчить или убрать её! Создавать вокруг себя всё большее пространство любви - вот задача сострадающей души. И в этом пространстве любви все страдания будут уменьшаться или исчезать вовсе.

    В-четвёртых - страдания любви и муки творчества. Это высокие страдания, но и они иногда приводят к более серьёзным страданиям и даже к гибели людей. Если в любви есть страдания, например, ревность, обида, агрессия, то, следовательно, любовь не раскрыта полностью, и в ней присутствуют «примеси». По мере роста любви, будут уходить страдания. Это относится и к творчеству.

    Не нужно валить в кучу все виды страданий и, на основе полученного ассорти, делать выводы о необходимости или ненужности страданий. Каждый вид страданий необходимо рассматривать отдельно, причём, для каждого человека границы между видами страданий свои. И тогда будет понятно, какие страдания являются пищей демонических сил, являются препятствием на пути к Истине, а какие рождают «свет несказанный», становятся ступенью к её постижению.

    Следует рассмотреть ещё одну сторону страданий, которая открывается, когда задаётся вопрос: кому это выгодно? Оказывается, есть структуры, отдельные сущности и люди, для которых страдания других, а нередко и свои, становятся источником жизни. Если страданий много, то происходит не только привыкание к ним, они могут привести к садизму и мазохизму.

    Таким образом, рождаются структуры, живущие за счёт энергии страданий, испытывающие наслаждение от страданий. Как говорится: чем хуже, тем лучше. Так поступают, например, некоторые политические деятели и партии, создавая напряжение в обществе, вызывая недовольство, негативные эмоции, энергией которых они питаются и на этой основе развивают свою деятельность.

    К сожалению, существует ещё много сил, заинтересованных в увеличении страданий. К ним относятся и религии. Согласитесь, в церкви чаще всего ищут утешение, облегчение боли и страданий. Счастливый человек редко идёт в церковь. Отсюда и стремление убедить человека в его изначальной греховности, в неизбежности страданий и даже в их полезности.

    Рамакришна говорил: «Некоторые христиане и брахманисты видят всю религию в понятии о грехе. Их идеалом благочестия является тот, кто молит: «О Господи, я грешник, смилуйся, отпусти грехи мои!» Они забывают, понятие о грехе отличает первый и низший этап духовности... люди не отдают себе отчёта в силе привычки. Если вы будете вечно говорить - я грешник, вы останетесь грешником навсегда».

    Как же облегчить свои страдания? Как научиться жить без страданий? Рассмотрим несколько психологических приёмов, своеобразную бытовую психотехнику, позволяющую облегчить страдания. Так, преодолеть страх помогает анализ и объяснение ситуации, подбадривание, а иногда и мысли о более серьёзных ситуациях («могло быть хуже»). Эти методы позволяют добиться нужного поведения в критических ситуациях, но не устраняют причин страданий.

    Существует «бытовой» способ преодоления горя - плач, разряжающий жалость к себе. Это очень распространённая форма защиты, но это - иллюзия любви к себе. Жалость к себе одновременно парализует волю и, в конечном итоге, обостряет одиночество. Наверное, единственный положительный момент жалости к себе - это то, что происходит разрядка и отрыв от ситуации. Любовь к себе исключительно важная часть духовности, но она не должна переходить в жалость, а должна формировать базу для активной помощи себе.

    Самый простой способ преодоления страданий - это уход от них, отвлечение. Чаще всего, это работа, выпивка, развлечения, а также следование афоризму «время лечит» - терпеливое ожидание, когда страдания притупятся. Здесь также присутствует положительный элемент, но такие приёмы, опять же, не устраняют причину страданий.

    Существует распространённый способ преодоления страданий - самооправдание. Негативный момент самооправдания - самообман, то есть, нехватка внутренней честности называть вещи своими именами. Таким образом, человек необъективно оценивает происходящее, сужает поле зрения, не находит истинную причину ситуации, что вызывает неправильные поступки и закладывает базу для будущих страданий.

    Все рассмотренные варианты не избавляют от страданий, а только смягчают их остроту. Для того чтобы постепенно уйти от страданий в своей жизни, необходима активная позиция по отношению к ним. Первое, что необходимо сделать, особенно в тяжёлых ситуациях, - это выйти из состояния депрессивного паралича.

    Необходимо понять, что бесполезно тратить силы на негативные переживания. Нужно подняться над ситуацией, взглянуть на неё, как бы, сверху. Оценивая ситуацию, необходимо понять: реальна она или надумана. Например, пугающая ситуация может и не наступить. Зачем же «умирать» заранее? Нужно также помнить, что страх притягивает опасность, и что в любой ситуации существует возможность облегчить её.

    Второе - помните, что в человеке всегда есть силы для преодоления любой проблемы, для решения любой задачи !

    Третье. Для избавления от страданий очень важно умение поставить точку. Незавершённая ситуация влечёт продолжение страданий. Например, при переживании чувства вины или сожалений об упущенных возможностях, в голове всё время крутятся мысли: «Как надо было себя вести?», «А может быть, так...?»

    Чтобы прекратить это самобичевание, необходимо вспомнить, что вы имеете право на ошибку ! Но при этом, необходимо быстрее осмыслить происшедшее, найти причину и сделать выводы. Помните: человек творец своей судьбы !

    Рассмотрим последовательность действий при возникновении каких-то проблем и страданий. Необходимо осознать, что Вами допущены ошибки , которые и привели к такому состоянию. Сначала попытайтесь найти ошибки в отношениях с самыми близкими (с мужем, с женой). Проанализируйте, как складывались отношения за месяц до события, за полгода, за год. Возможно, нарастали какие-то сложности, были срывы, допущены серьёзные проступки... (Этот путь приведения в порядок своих тылов необходим всегда, при любой проблеме: будь она в здоровье или в финансах...).

    Найденные причины, а их может быть несколько, необходимо исправить. Каким образом? Иногда достаточно просто осознать допущенные ошибки, и проблема будет уходить. Иногда, требуется попросить прощения за содеянное, пойти на сближение, проявить в какой-то форме любовь. То есть, использовать все возможности для улучшения отношений Пары. Такие шаги обязательно окупятся сторицей!

    Если в отношениях Пары Вы не нашли заметных причин, то следует рассмотреть второй круг - отношения с детьми. Здесь также надо проанализировать события и устранить найденные ошибки. Далее необходимо поискать ошибки в отношениях с родителями и родственниками. Проблемы могут быть давние, например, в последнее время возникали воспоминания о каких-то событиях, связанных с родителями (даже если участников тех событий уже нет на этом свете).

    Необходимо максимально честно разобраться, осознать свои ошибки. Следующий круг - друзья, коллеги по работе. Во взаимоотношениях с ними могут быть какие-то причины Ваших проблем. Вспомните неординарные события, неожиданные встречи, предшествующие вашим проблемам, - там также могут находиться причины.

    В некоторых случаях, требуется проверить ещё и влияние циклов с периодичностью 1, 3, 5, 7. На некоторых действует ещё цикл с периодичностью 2. Что это значит? Например, человек попал в аварию. Необходимо вспомнить, что происходило месяц назад, два, три, пять, семь? Затем: год назад, два, три, пять, семь? Возможно, Там Вы найдёте какие-то ошибки.

    Проанализировав, таким образом, круг за кругом, свои взаимоотношения, Вы наверняка обнаружите ошибки, которые стали причиной Ваших проблем и страданий. Чем искреннее, честнее Вы осознаете причины проблем в себе, тем быстрее почувствуете облегчение. Оно может наступить сразу, в момент осознания или через какое-то время. Чем дольше были страдания, тем дольше, как правило, они уходят.

    СТРАДАНИЕ

    СТРАДАНИЕ

    Болезни, горечи, печали, страха, тревоги. С. в философии чаще всего рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека, поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к преображению, к совершенствованию личности.
    В иудейско-христианской религиозной С. есть божественной кары за грехи. Жизнь большинства людей, согласно А. Шопенгауэру, бьется между двумя полюсами: С. и скукой. С. возникает от неудовлетворенных желаний, когда же желания удовлетворяются, - наступает скука. Что бы ни дала , что бы ни дало , кем бы мы ни были и чем бы ни владели, нельзя избыть С. присущего жизни. С. неслучайно выпадают на долю человека, от случая зависит только , только , какой они принимают. Вся художественная литература свидетельствует, по Шопенгауэру, о том, что С. имеет отрицательный, а не положительный , она никогда не изображает окончательное или постоянное счастье, а только С. на пути к нему.
    О положительном характере С. писал М. Экхарт, полагая, что С. - быстрейшее животное, которое довезет вас до совершенства. С. - это любви Бога к человеку. Человек должен страдать для того, чтобы человеком. Человек, считал Ф.М. Достоевский, должен быть глубоко несчастливым, тогда он будет счастлив. Только С. раскрывает человеческую природу; пройдя через испытание свободой, через С. через , человек раскрывается в бездонной сложности своего бытия, раскрывается антиномичный и характер его природы. Эти же идеи получили в философии Ф. Ницше, который считал, что в каждом человеке живут тварь и творец, в каждом есть глина, грязь, бессмыслица, человек страдает по необходимости и должен страдать, чтобы из твари стать творцом, закалить, сформовать и «обжечь» себя, добиться твердости молота. Со С. тесно связано сострадания, которое является основой христианской морали - через человек очищается, преодолевает собственный животный . Сострадание - это и непосредственного мистического проникновения в чужое Я. Однако, с т.зр. Ницше, сострадание умаляет человеческое , принижает человека. Человек, пытающийся выковать из себя человека, достоин не сострадания, а любви. Сострадание, по Ницше, - черта рабской морали.

    Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

    СТРАДАНИЕ

    претерпевание, деятельности; состояния боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги. Вопрос о смысле (цели, оправданности) С. невозможен с т. зр. антич. мировоззрения. С. выпадает на долю человека по закону, безразличному к отд. лицу (рок) , поэтому сострадание не включалось в перечень традиц. антич. добродетелей, стоики называли его подлежащей преодолению порочной страстью. В рамках иудейско-христ. религ. традиции, рассматривавшей события человеч. жизни как результат личных отношений между человеком и верховным началом, С. осмыслялось как божеств. кара за грехи (искупление) , как свойство несовершенного мира творений. Ветхозаветное С. негативно (С.- свидетельство брошенности человека, от которого отвернулся его ) ; по Новому завету искупительная жертва Христа придаёт С. залога спасения; ср.-век. христ. мистика оценивает С. как знак любви бога к человеку. В христианстве сострадание выступает в качестве универс. отношения к миру, из крого проистекает к ближнему. Рационализм нового времени объявляет С. следствием неадекватного знания (Синоза, Лейбниц) . Сострадание оценивается различно в зависимости от того, видят в нём эгоистич. основу (Декарт , Гоббс, Спиноза) или рассматривают как подлинное (Ф. Хатчесон, Юм, А. Смит, Руссо) . С точки зрения Канта сострадание имеет огра-нич. моральную ценность: как человечности его следует культивировать, но само по себе несвободно, пассивно, иррационально, «легально», т. е. не противоречит требованиям морали, но слепо, неразумно, а потому неморально. Бытие «несчастного сознания», по Гегелю, оказывается болью также из-за собств. непрояснённости: стремясь к самоутверждению, оно тщетно и ошибочно ищет его в своей эмпирической (преходящей) , а не истинной (всеобщей) единичности. Бурж. гармонию между единичным и всеобщим считает недобросовестной иллюзией; единства заменяется постулатом несовместимости всеобщего и индивидуального, временного и телесного бытия. Существ. характеристикой индивидуального бытия признаются непросветлённое, С., бедственность и нищета, вытекающие из неполноты сущности человека. Придерживаясь такой т. зр. , Шопенгауэр основанием морали объявляет сострадание, полагая, что «нравств. пружина» должна быть «эмпирической», т. е. сильно и непосредственно действующей и преодолевающей мощные эгоистич. побуждения. Он видит в сострадании опыт мистич., непосредств. проникновения в чужое «Я», слияния с ним, ведущего к познанию тождественности всего сущего. У Шпенглера С. выступает как и содержание подлинной духовности: в этом смысле он говорит о тоске и о страхе, живущих в душе ребёнка и художника. Ценность С. подчёркивает Кьеркегор. Ницше ценит С. как к величию души и отвергает сострадание как депрессивное состояние, умаляющее жизни. В экзистенциализме «подлинного бытия», «экзистенции», открывается через С. (« » Хайдеггера, « » Ясперса) .

    Марксизм, вскрывая источник социальных бедствий в классово антагонистич. формациях, разоблачает апо-логетич. направленность концепций, которые мистифицируют С. и приписывают ему непреодолимый характер. Вместе с тем отвергает безответственно-оптимистич. утопии всеобщего счастья и открывает перспективу реальной борьбы за справедливое обществ. устройство, в котором человек обретает себя как творец своей судьбы. Марксистско-ленинская , высоко оценивая морального требования сострадания, выступает против его абсолютизирования, превращения в принцип, оторванный от условий классовой борьбы и реальных социальных отношений.

    Map к с К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; Очерк истории этики, М., 1969 ; Аверинцев С. С., Унижение и , в его кн. : Поэтика ранне-визант. литературы, М., 1977 ; Jaspers К., Psychologie des Weltanschauungen, В., 19222; Mensсhing G., Die Bedeutung des Leidens im Buddhismus und Christentum, В., 19302.

    Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

    СТРАДАНИЕ

    физическая или нравственная , мучение: состояния горя, страха, тревоги, тоски. В рамках христ. религиозной традиции, рассматривавшей события индивидуальной жизни как результат взаимоотношений между человеком и Богом, страдание выступало божественной карой за грехи (искупление). Одновременно страдание – это средство избавления от греха, нравственного совершенствования и спасения, т.е. ; по Евангелию, искупительная жертва Христа придает страданию значение залога спасения, а сострадание выступает в качестве универсального отношения к миру, из которого проистекает заповедь любви к ближнему. У Шопенгауэра основанием морали служит сострадание, при котором сильная преодолевает мощные эгоистические побуждения. Он видит в сострадании непосредственное проникновение в чужое Я, слияние с ним, ведущее к познанию тождественности всего сущего. По Шпенглеру, страдание – критерий и содержание подлинной духовности, по Ницше – средство к величию души. В экзистенциализме экзистенции (существования) открывается через страдание («страх» у Хайдеггера, «пограничные Ситуации» у Ясперса).

    Философский энциклопедический словарь . 2010 .

    СТРАДАНИЕ

    СТРАДАНИЕ - , противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги. Идея страдания живых существ, включенных в бесконечную цепь перерождений (сансара), лежит в основе традиции древнеиндийского умозрения, прежде всего буддизма (т. н. “четыре благородные истины” Будды), считающего главной психологической причиной страдания эмоциональную привязанность человека к преходящим вещам и видящего путь к преодолению страдания и освобождению от сансары в достижении отрешенности и бесстрастия. Для античного мировосприятия о смысле (цели, оправданности) страдания почти невозможен (ср., однако, Эсхила о том, что через страдание Зевс учит человека мудрости). Страдание выпадает на долю человека по закону, безразличному к отдельному лицу (рок). Классическая античная философская следует идеалу “невозмутимости духа”. Так, Сократ стремится даже перед лицом смертельной опасности не унизить себя, делая что-нибудь “рабское” (Платон. Апология Сократа 38 d). Этот же выражен в определении Аристотелем катарсической сути трагедии, которая предполагает , совершающее “путем сострадания и страха очищение подобных аффектов” (Аристотель. Об искусстве поэзии 1449 b).

    В рамках иудео-христианской религиозной традиции страдание осмыслялось как божественная кара за грехи, как непременная принадлежность несовершенного тварного мира. Ветхозаветное переживание страдания негативно (страдание - свидетельство богооставленности человека). В христианстве искупительная жертва Христа делает страдание залогом спасения. Самое страшное - мученическая Христа - сердцевина христианской надежды. Апостол Павел утверждает: “... мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Еллинов ...” (1 Кор. 1, 23). В “Страстях Христовых” сосредоточено все человеческое страдание от предательства до богооставленности. Искупительным является то страдание, которое отдано Христу, т. е. сострадание, так как он соединил муки всех людей. Те, кто измучены страданием, благодаря вере входят через сострадал ние в спасительное таинство “Страстей Христовых”. Парадокс веры, становясь у Августина основанием историософской доктрины, приводит к синтезу догматов свободы воли и провиденциального присутствия Бога в преисполненной эяа и страдания жизни людей, в истории “града земного”. В результате утверждается направленность единого исторического процесса, в котором обнаруживается провиденциальный духовного и социального кризиса и гибели Рима и античного мира в целом, а также связанного с этим человеческого страдания. С точки зрения Августина, разомкнута жертвой Христа, которая дала начальную точку отсчета Новому времени. В свете Нового завета история предстает как , направленный к спасению человека; она содержит в себе направление следования-восхождения, в котором Бог - , человек - путь (Августин. О Граде Божием, XI, 2). Средневековая христианская мистика расценивает страдание как знак любви Бога к человеку: “Страдание - та лошадка, которая быстрее всего привезет нас к совершенству”, - утверждает Майстер Экхарт. Позднее Лютер, возражая Эразму Роттердамскому (который полагал, чтосвободная самого человека “может оставаться правильной”, так как “разум затемнен [грехом], но не погашен”), настаивает на несоизмеримости божественного провиденциального разума и человеческого рационального выбора и произволения, и тем самым - на мистериально-искупительном значении страдания: “Если бы я мог хоть каким-нибудь образом уразуметь, как это Бог милосердный и справедливый являет нам столько гнева и несправедливости, то не было бы нужды в вере. Ныне, когда понять этого нельзя, как раз есть обучению вере, и это следует проповедовать и возвещать. А именно то, что когда Бог убивает, то Он учит вере в жизнь”.

    Рационализм Нового времени объявляет страдание следствием неадекватного знания (Спиноза , Лейбниц). Сострадание оценивается по-разному в зависимости от того, видят ли в нем эгоистическую основу (Декарт , Гоббс, Спиноза) или рас.сматривают как подлинное чувство (Ф. Хатчесон, Д. Юм, А Смит, утилитаризм, Руссо). С точки зрения Канта, сострадание имеет ограниченную моральную ценность: как долг че

    ловечности его следует культивировать, но само по себе оно несвободно, пассивно, иррационально, “легально”, т. е. не противоречит требованиям морали, но слепо, неразумно, а потому неморально.

    Вместе с тем еще во 2-й пол. 18 в. намечается переоценки страдания. Это связано, в частности, с преодолением запрета на миметическое воспроизведение в поэзии безобразного, отвратительного и страшного, напр., хищных зверей и трупов, как того, в чем “душа наша не видит... никакой примеси удовольствия” (Лессинг. Лаокоон, XXIV-XXV). Но уже в “Вертере” Гёте в описании самоубийства героя происходит данной связующе-нормативной схемы мимесиса: “Когда к несчастному пришел врач, он нашел его безнадежным; пульс еще бился, все члены были парализованы. Он выстрелил себе в голову над правым глазом; мозг вытек наружу. Ему сделали обильное кровопускание из руки. Кровь текла, он все еще дышал”.

    Шопенгауэр подчеркивает искупительный смысл страдания, объявляя основанием морали сострадание. При это он полагает, что “нравственная пружина” должна быть “эмпирической”, т. е. сильно и непосредственно действующей и преодолевающей мощные эгоистические побуждения. Он видит в сострадании опыт мистического непосредственного проникновения в чужое “Я”, слияния с ним, ведущего к познанию тождественности всего сущего. Нищие считает страдание условием душевного величия, хотя и лишает его какого-либо искупительного смысла и отвергает сострадание как депрессивное состояние, умаляющее ценность жизни. В экзистенциализме структура “подлинного бытия”, “экзистенции”, открывается через страдание (“страх” Хайдеггера, “пограничные ситуации” Ясперса). Опыт 20 в. делает непопулярным наивный раннебуржуазный и гедонизм, видевший в страдании некое недоразумение. Непроясненное страдание утратившего самого себя “абсурдного” человека (абсурд , по словам Камю, - это “состояние души, когда пустота становится красноречивой, когда рвется цепь каждодневных действий, и сердце впустую ищет утраченное звено”) становится исходной интуицией философии и искусства. В современной культуре конечного человеческого бытия “дается как опыт смерти... немыслимой мысли” (М. Фуко). Одной из существенных характеристик культуры постмодерна становится страх перед будущим и перед принятием решения, поскольку утрачивается культурный научно-технической цивилизации.

    Лит.: Очерк истории этики. М., 1969; Швейцер А. Культура и . М., 1973; Аверинцев С. С. Унижение и достоинство человека.- В кн.: Он же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977; Льюис К. С. Страдание. М„ 1991; Страдание,- В кн.: Словарь библейского богословия. Брюссель, 1990; Козловски П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997; Guard"iniR. Das Ende der Neuzeit. Basel (Hess), 1950; Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen. B., 1922; MenschingG. Die Bedeutung des Leidens im Buddhismus und Christentum. B., 1930.

    A.A. Чанышев

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "СТРАДАНИЕ" в других словарях:

      См. болезнь осушить чашу страданий... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страдание болезнь; боль, каторга, пытка, частушка, мытарство, скрежет зубовный, мука, мучение, крест … Словарь синонимов

      Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов

      СТРАДАНИЕ, страдания, ср. Мучение, боль физическая или душевная. Физическое страдание. Нравственное страдание. «Трое суток ужасных страданий и смерть.» Л.Толстой. «Твоя краса, твои страданья исчезли в урне гробовой.» Пушкин. «Избыток слез и… … Толковый словарь Ушакова

    Бывший брокер по недвижимости и мать троих детей, Байрон Кейти разработала метод «Работы» 28 лет назад (в 1986 году). Находясь в состоянии жуткой депрессии, гнева и в плену вредных привычек, она проснулась однажды утром и осознала: все страдания происходят от веры в наши собственные мысли.

    Экхарт Толле однажды сказал: «Работа Байрон Кейти - это великая благодать для нашей планеты», а журнал Time назвал Кейти «Духовным инноватором нового тысячелетия».

    Цитаты из ее книг:

    Исследование открывает нам мир, который добрее, чем мы могли себе представить.

    Я - источник своей боли, абсолютно всей.

    Самореализация не обладает никакой силой, если она не проживается.

    Разум влюбляется в самого себя, и этот чудесный роман с собой не только конец войны – это начало полностью нового творения.

    Когда вы осознаете, что вы получаете все, что вам нужно, жизнь становится раем.

    Вы страдаете только от убеждения, что в вашей жизни чего-то не хватает. В реальности вы всегда имеете все, в чем нуждаетесь.

    Иногда быть счастливым - означает быть неправым.

    Что они думают обо мне? Никто обо мне не думает! Люди могут видеть только самих себя - меня они видеть не могут.

    Мысли… они мои дети… и я хорошая мать. Будьте матерью ваших мыслей! Будьте матерью детей в вашей голове!

    Нет такого понятия, как плохая судьба. Проверьте это через исследование!

    Ад: «Помощь прибудет в любую минуту». Свобода: «Никто не придет»

    Когда ты веришь, что твоя проблема вызвана кем-то или чем-то другим, ты становишься собственной жертвой.

    Когда мы боимся чего-либо в будущем, мы уже проживаем то, чего не хотим в нем видеть.

    Тела людей так же невинны, как деревья или цветы.

    Дети говорят нам правду. От нас зависит, достаточно ли у нас мужества услышать ее.

    Чем больше есть мрака сознания, тем боли больше.

    Нет вопросов в пустоте.

    Жизнь - это любовь, мои дорогие. Все остальное - воображаемая путаница.

    Если бы вы действительно знали, как вы красивы, то упали бы к своим собственным ногам.

    Каждое мгновение – это Божий дар: и вы раскрываете ваш дар прямо сейчас, сейчас, сейчас…?

    Нет ничего, что нельзя простить. Ваша истинная природа - это любовь. Вы ничего не сможете сделать с этим.

    Все, что вы думаете о других людях - это вы сами.

    Единственная защита, которая когда-либо могла существовать - это здравомыслие, разум, который полностью находится в связи с реальностью.

    Если вы не воспримете критику как дар, ей не будет конца.

    То, во что вы верите в настоящий момент, создает ваше страдание или ваше счастье.

    Разум не останавливается. Вы только больше не верите мыслям. Вы можете действительно приветствовать их. Мысли не серьезны, они - невинные дети, и вы смеетесь с ними и улыбайтесь им. Разум сможет успокоиться, познавая себя. Разум вернулся домой.

    Это невозможно, чтобы ясный разум мог жить несчастливой жизнью.

    Если я не нахожусь в вашем сознании, как я могу существовать в вашем восприятии? Нет, «я » в вас не я. Тогда - кто «я»? Что «я»?

    Когда я ищу вашего одобрения, я неодобрительно отношусь к себе той, которая ищет одобрения.

    Стресс - это сигнал будильника, который сообщает, что вы привязаны к чему - то, что не является истинным для вас.

    Мы боимся только того, чего мы не понимаем.

    В прежнем мире мы заводили разговоры, и эго жило!

    Любая история, которую вы рассказываете о себе, - пища для эго. Не существует подлинной истории.

    Нет возможности убедить всех. Нет никого, кого нужно было бы убеждать.

    Деньги - чудесная метафора. Деньги текут из одного места в другое, через разные страны, через телефонные системы и провода. Деньги показывают нам, каким наше мышление должно быть: как оно может течь, как оно может быть без преград и как может иметь много форм. Деньги показывают, как это легко - все время появляться и исчезать. Это большой учитель. Если вы бы двигались так же, как и деньги, вы были бы влюблены в то, что есть.

    Наши любимые и близкие люди будут нажимать на все наши кнопки, пока мы не осознаем, чего именно мы не желаем о себе знать.

    Разочарование, гнев, печаль - эти чувства извещают вас, что пора проснуться. Именно для этого чувства существуют - это дар! Они - не враги. Подобно мыслям они являются даром - они не враги.

    Самое главное заключается в том, что если кто-то говорит мне что-то и это расстраивает меня, значит то, что он говорит мне, - это правда.

    В тот момент, когда вы начинаете защищаться и оправдываться, вы разжигаете войну внутри себя, в вашем доме и в вашей семье.

    Мы никогда не встречались лицом к лицу с нашими мужьями, женами, матерями, отцами, детьми. Пока мы не исследуем наши истории о них, мы понятия не имеем, кто они. Мы узнаем их последними.

    Только эго рождается, только эго может умереть.

    Кроме своих мыслей, мы ничего не встречаем. Внешний мир - это проекция внутренней жизни.

    Жизнь проста. В ней все случается для вас - не с вами. Все случается как раз в нужный момент - не раньше, и не позже.

    Вы знаете, что мне нравится в самосознании? - Что мы всегда полностью защищены.

    Хочешь встретить любовь всей твоей жизни? Посмотри в зеркало.

    Вы не можете демонстрировать любовь - вы можете только раствориться в любви.

    Истина ужасает эго, и истина состоит в том, что эго не существует.

    В реальности мне нравится то, то она обходится без моей помощи.

    Это не ваше дело любить меня, это - мое дело.

    Чтобы войти в состояние благодати, усомнитесь в мысли, которую защищаете именно сейчас, СЕЙЧАС…

    Обратите внимание: вы думаете или вами думают?

    Думать, будто вы знаете, что лучше для другого человека, означает заниматься не своим делом.

    Мы говорим другим только то, что нам необходимо услышать.

    Тюрьма существует только в разуме - никакой другой тюрьмы нет.

    Разыгрывайте из себя Бога - почувствуйте боль.

    Моя религия - оставаться присутствующей в настоящем. Только и всего.

    Единственные отношения, которые когда-либо бывают значимыми, - это ваши отношения с собой. Когда вы любите себя, вы любите того, с кем вы всегда находитесь. Но пока вы не любите себя, вы не будете чувствовать себя комфортно, потому люди угрожают вашей системе убеждений, и до тех пор, пока вы не исследуете это, вы будете находиться в состоянии войны, чтобы защищать вашу систему убеждений. Таковы отношения.

    У меня нет цели. Зачем мне обманывать себя? Зачем мне мыслить так узко?

    Мы не взрослеем. Наши тела взрослеют, но не мы. Мы только становимся более неуловимыми в том, как мы реагируем, когда верим в эти мысли.

    Наше страдание продолжается лишь до тех пор, пока мы не придем к осознанию, что на самом деле мы ничего не знаем.

    Хотите ли вы знать секрет счастья? – Добро и Благодарность. Больше ничего не требуется.

    Когда они нападут на вас, и вы заметите, что любите их всем сердцем, ваша Работа сделана.

    Мир, который находится внутри меня, так прекрасен. Ничто не сможет соперничать с ним.

    Нет, конечно, я не обменяю этот момент ни на что. Я не могу.

    Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

    В ноябре вступило в силу и теперь обязательно к исполнению всеми российскими судами решение Верховного суда РФ по одному из исков с требованием о взыскании морального вреда.

    Эксперты называют его очень любопытным. Фемида часто разбирается в историях, где кто-то из участников хочет получить те или иные суммы за нравственные страдания, однако, как известно, каких-то единых « расценок» нет.

    В итоге одни судьи моральный вред, нанесенный человеку, считают на тысячи рублей, другие – на миллионы. А кому-то и вовсе в удовлетворении таких требований отказывают, причем не всегда понятна логика судебного вердикта. Конечно, не может быть и речи, чтобы появился какой-то общий прайс-лист для тех, кто считает себя обиженным. Тем не менее толкование норм закона по спорам, где речь идет о плате за обиды, может оказаться для многих граждан весьма полезным. За разъяснениями мы обратились к постоянному эксперту нашей правовой рубрики, руководителю широко известного на Ставрополье « Юридического агентства « СРВ» Роману САВИЧЕВУ.

    -« Российская газета» приводит такую статистику: доля компенсаций за моральный вред составляет всего около 5,5 процента от всего объема выплат, присуждаемых гражданам по итогам судебных разбирательств. Чаще всего компенсации морального вреда получают покупатели товаров, потребители банковских, жилищно-коммунальных и бытовых услуг, – поясняет

    Р. Савичев. – Однако Верховный суд, если говорить о том его решении, которое привлекло внимание юристов, заинтересовал спор иного плана.

    Фемида обратила внимание на иск владелицы половины частного дома к своему соседу, который, по ее мнению, незаконно провел ремонтные работы на своих квадратных метрах. Суды изначально пошли ей навстречу, признав реконструкцию половины дома незаконной: мол, в итоге недвижимость гражданки оказалась в аварийном состоянии. И сосед должен был возместить ущерб и устранить недостатки. Но этот вердикт не полностью устроил женщину: обратившись второй раз в суд, она рассказала, что из-за незаконных действий соседа появилась реальная угроза ее жизни и здоровью, все время, пока шел ремонт, она вроде как испытывала страх, волнение и « чувство

    безызвестности относительно своего будущего». Нанесенный ей моральный вред гражданка оценила в 52 тысячи рублей. В итоге суды с ней согласились частично, оценив душевные терзания дешевле и присудив истице 15 тысяч рублей.

    А вот отремонтировавший свое жилище сосед с такой « арифметикой» не согласился и дошел до Верховного суда, чей вердикт его намного больше порадовал. Высшая инстанция не стала возвращать дело в райсуд, а сама приняла новое решение, что бывает не так уж часто. В выплатах женщине было категорически отказано. Но принципиально важно то, что в этом решении даны детальные разъяснения, в каких случаях суды все же должны присуждать компенсацию за моральный вред.

    Итак, в каких случаях можно идти в суд с требованием, чтобы обидчик заплатил за обиду? Напомню, что основным законодательным актом, на который опираются суды при назначении компенсации морального вреда, является Гражданский кодекс. Статья 151 определяет моральный вред как физические или нравственные страдания. Там же сказано, что « в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации». Речь идет в данном случае о таких нематериальных благах, как жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и др.

    Если же теорию применить к более конкретным жизненным ситуациям, то, по разъяснениям Верховного суда, моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родных, невозможностью продолжать общественную жизнь, потерей работы, раскрытием личных, врачебных или семейных тайн. К моральному ущербу также относится распространение информации, которая не соответствует действительности, фактов, порочащих честь и деловую репутацию гражданина, временное ограничение каких-то его прав. Туда же законом отнесена физическая боль, связанная с причиненным увечьем или заболеванием, которое развилось из-за моральных страданий.

    Таким образом, делаем вывод, что моральный вред подлежит компенсации, если он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, или посягает на принадлежащие ему личные нематериальные блага. В описанном выше случае основанием для компенсации морального вреда истицей были названы действия соседа по незаконной перепланировке половины дома. Из-за этого часть дома истицы пришла в непригодное для жизни состояние. В переводе на юридический язык основания иска – повреждение общего имущества. А это уже другая история: по гражданскому и жилищному законодательству в нашей стране компенсация морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав на жилье, не предусмотрена.

    Что же касается непосредственно выплат, то окончательный размер компенсации может определить только суд. Из практики хорошо знаю, что на руку истцу может сыграть только максимальное количество доказательств – чем больше их человек сможет привести в обоснование своих требований, тем на более солидную компенсацию в итоге может рассчитывать. В качестве подтверждения физических и нравственных страданий могут выступать доказательства, полученные из объяснений сторон и третьих лиц. Имеют вес рассказы свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

    Особо подчеркну, что рассчитывать только на показания очевидцев не стоит, они играют важную роль, но не решающую. Нелишне будет обращение к врачу-психиатру, который зафиксирует у пострадавшего расстройство психики, бессонницу или депрессию, если они имели место быть. Это также поможет увеличить размер компенсации. Вызовы скорой, если поднималось давление или было плохо, рецепты на лекарства – все это полноценные доказательства в пользу потерпевшего.



    error: Контент защищен !!