Взрыв крейсера мэн. "Помни "Мэн"

Броненосный крейсер «Мэн» (англ. ACR-1 Maine) - боевой корабль флота США, первый американский броненосный крейсер. Нередко относился специалистами к броненосцам 2-го класса. Проект развития не получил.
15 февраля 1898 года, вечером, при невыясненных обстоятельствах взорвался и затонул на рейде Гаваны. При взрыве погибли 261 человек, в том числе 2 офицера и 251 матрос и морской пехотинец (8 человек из числа спасенных скончались вскоре от ран и травм). Его гибель послужила одним из поводов к началу испано-американской войны.Описание данного события полковником русской военной разведки Я. Г. Жилинским.
«В конце января 1898 в Гавану прибыл американский крейсер "Мэйн". Посылка крейсера была со стороны правительства США жестом вызывающим и демонстративным. 15 февраля 1898 крейсер погиб от взрыва при неизвестных обстоятельствах. Взрыв произошел вечером, когда команда была в сборе и люди уже спали. Погибла вся команда, кроме офицеров, которые по счастливой для них случайности были в отсутствии. Американцы, конечно же, немедленно приписали этот взрыв испанской мине. Но моряки-специалисты доказывают, что такой взрыв не мог произойти от мины, а произошел внутри судна. При взрыве мины должна была образоваться пробоина в подводной части, а на самом деле крейсер был разорван надвое.»
В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность. Технология при этом была следующая: так как "Мэн" затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом. Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Когда воду откачали, по характеру повреждений стало ясно, что "Мэн" затонул не от торпеды или мины, а от взрыва внутри корабля. При этом взрыв паровых котлов исключался, т.к. они остались целыми. Неожиданно все работы в 1911 г. были свернуты, документы, связанные с ними, засекречены. Изуродованную носовую часть корабля разрезали и отправили на переплавку. Операция обошлась американской казне в 750 тыс. долларов

Прием почетных гостей на церемонии спуска корабля на воду

Церемония наречения корабля именем "Мэн"

"Мэн" перед спуском на воду

Спуск на воду "Мэна"

Зрители наблюдают за церемонией спуска на воду

"Мэн" сразу же после спуска на воду, 18 ноября 1889 года.

Костюмированный бал по случаю спуска на воду корабля

"Мэн" проходит под Бруклинским мостом

Младшие офицеры "Мэна"

Повара

Старшины

Экипаж корабля

Казначей Уайтхаус

Саперы

Товарищество младшего офицерского состава

Главные старшины

Офицеры в кают-компании

Капитан корабля

Экипаж за игрой в карты

Группа канониров

Члены экипажа

Погрузка морпехов

Торпедный аппарат

Знаете ли вы, в каком количестве войн, вторжений, военных конфликтов, переворотов, актов открытой и прикрытой агрессии замешан Мировой-Светоч-Демократии под названием США? За 20-й век и начало 21-го, зафиксировано более 150-ти фактов развязывания войн, а также нападений, бомбёжек, атак и диверсий, военной помощи и финансирования боевых действий.

Символом агрессивной внешней политики США могут служить знаменитые кадры с госсекретарём Колином Пауэллом, который тряс в ООН пробиркой со стиральным порошком. После чего Штаты вторглись в Ирак. Пробирка с якобы химоружием - это, конечно, страшно и жутко. Это щекочет нервы: смотришь и думаешь - откроется ли пробка в руках у темнокожего вруна, или нет?

Но, прошу заметить, та пробирка была совершенно бескровным поводом для начала войны - никто от неё в ТОТ день не погиб. А ведь американцы могли устроить настоящую провокацию с применением реального химоружия. В своей истории США не брезговали куда более грязными средствами и способами. Об одном таком грязном поводе для развязывания войны и будет моя заметка.

Знаете ли вы, что в самом конце 19-го века Соединённые Штаты Америки воевали с Испанией? Тот, кто не знает, наверняка удивится - где же они могли соприкоснуться, ведь у них нет общих границ? Атлантика между ними! А воевали они на обширной территории, на островах двух мировых океанов. Счет погибших с обеих сторон перевалил за 20 тысяч человек...

Та война была развязана за обладание последними осколками Испанской колониальной империи. К концу 19-го века от былого величия испанской Короны не осталось ничего. Кроме трёх «жемчужин»: Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов. Вот на эти лакомые куски и положило глаз правительство США.

Соединённым Штатам Америки нужен был очень веский предлог для объявления войны Испании. Но он никак не находился. Осторожные испанцы понимали, что им никогда не победить исполина, и делали всё возможное, чтобы избежать конфликта.

Американцы устали ждать, и тогда решили сами устроить провокацию, которая должна была стать тем самым Casus belli - так древние латиняне называли повод для войны. В январе 1898 в столицу Кубы город Гавану, якобы с дружественным визитом прибыл американский броненосный крейсер «Мэн» . Почему якобы? Да потому что все уже понимали, что это неприкрытый вызов и демонстрация военной силы. Броненосец - это вам не пробирка со стиральным порошком.

Должно было произойти что-то страшное. И оно произошло.

15 февраля 1898 года в бухте Гаваны на борту крейсера «Мэн» раздался взрыв чудовищной силы. И корабль затонул. Взрыв произошел поздно вечером, как раз в то время, когда экипаж готовился ко сну. Поэтому жертв было много. Погибли 266 человек. Чудесным образом выжили командир крейсера Сигсби и несколько офицеров. Они остались в живых, потому что их каюты были на корме. А взрыв раздался в носовой части крейсера - в передних крюйт-камерах, рядом с жилыми отсеками нижних чинов.

Спустя годы, во время подъема искорёженного корабля подтвердилась версия специалистов о том, что крейсер был взорван ИЗНУТРИ . Как только это выяснилось, так тут же американцы неожиданно свернули все работы по дальнейшему подъему корабля, а документы, связанные с гибелью крейсера, засекретили. А изуродованную взрывом носовую часть броненосца разрезали на металлолом.


Также интересен тот факт, что в момент диверсии почти все офицеры крейсера были в увольнении на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. А их в тогдашних Штатах и за людей-то не считали.

Сразу же после взрыва США обвинили во всём произошедшем Испанию, в американской прессе началась истерика, газеты пестрели патриотическими заголовками, общественность негодовала, и проклинала подлых испанцев, взорвавших красавец-броненосец «Мэн».

Долгожданный «казус белли» был найден.

22-го апреля 1898 года флот США начал блокаду Кубы. А вечером того же дня американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона вышла на внешний рейд Гаваны и открыла огонь по испанским береговым батареям. В ответ на это Испании ничего не оставалось делать, кроме как на следующий день - 23 апреля - объявить войну США. И это была её большая ошибка. Погорячились темпераментные испанцы.

Война велась на двух океанах: на Карибах американцы высадили десант на Кубу и Пуэрто-Рико , а в Тихом Океане отвоевали себе Филиппины и остров Гуам . Во время морского боя у филиппинской провинции Кавите американская эскадра отправила на дно испанскую, состоящую из 10-ти вымпелов. Причем, пять из них испанцы затопили сами. Примечательно, что американские корабли даже не получили ни одного серьезного повреждения.


За всё время конфликта обе стороны потеряли погибшими и умершими от болезней больше 20 тысяч человек. Спустя четыре месяца война закончилась полным поражением Испании. Согласно Парижскому мирному договору Пуэрто-Рико, Филиппины и Гуам становились владениями США. А Куба, хоть и провозглашалась формально независимым государством, но фактически превращалась в американскую колонию.

У меня в Испании живут родственники. Так вот, они говорят, что у них есть поговорка, которую применяют в том случае, когда теряют что-то очень ценное. К примеру, если некий человек потеряет золотой браслет или дорогие часы, или разобьет новый автомобиль, то его успокаивают так:

«Не переживай, Испания на Кубе потеряла больше!»...

Главные итоги американо-испанской войны заключаются в двух важных моментах.

Первый: Америка приросла новыми обширными территориями.

И второй: На примере униженной Испании она показала всему миру, кто является хозяином в Западном полушарии. С дальнейшей перспективой влияния и в Восточном полушарии тоже. Та война показала мощь нового американского государства и превратила его в ключевого игрока на мировой политической арене. Та война открыла новую эпоху истории США - эпоху её мировой гегемонии.


USS Maine

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2×2) × 254-мм орудий 10"/30 Mark 2 .

Артиллерия среднего калибра

  • 6 × 152-мм орудий 6"/30 Mark 3 .

Противоминная артиллерия

  • 7 × 57-мм орудий Driggs-Schroeder .

Дополнительное вооружение

  • 8 × 37-мм орудий;
  • 4 картечницы Гатлинга.

Торпедное вооружение

  • 4 х 457-мм надводных ТА .

USS Maine (рус. «Мэн» или «Мэйн» ) - броненосец ВМС США (изначально считался броненосным крейсером). Корабль строился в течение 7 лет и к моменту ввода в строй успел устареть. В боевых действиях участия не принимал, зато получил широкую известность после взрыва в порту Гаваны 15 февраля 1898 года - события, послужившего поводом для начала Испано-американской войны .

История создания

Предпосылки к созданию

Сравнение южноамериканских броненосцев и кораблей ВМС США, построенных в качестве ответа на их постройку


Корабль Страна Ввод в строй Водоизм.
т
Скорость
уз
Артиллерия
(калибр более 57 мм)
Торпедное
вооружение
Бронирование
мм
Riachuelo
Aquibadan
1883
1886
5750 15,5 4x234 мм
4x140 мм
5x356 мм Пояс - 178-280
Палуба - 50-76
Башни - 254
Рубка - 254
Capitan Pratt
1891 4200 18,3 4x240 мм
8x120 мм
4x450 мм Пояс - 100-300
Палуба - 14-50
Башни - 50
Рубка - 260
USS Maine США
1895 6789 16,5 4x256 мм
6x152 мм
4x457 мм Пояс - 178-305
Палуба - 51-102
Башни - 203
Рубка - 254
USS Texas США
1895 6417 17,8 2x305 мм
6x152 мм
4x356 мм Пояс - 152-305
Палуба - 51
Башни - 305
Рубка - 305

Финальный вариант проекта USS Maine

Проектирование

Для выбора проекта броненосного крейсера USS Maine Военно-морское министерство США решило организовало конкурс, победителем которого стал проект Бюро строительства и ремонта (Bureau Construction and Repair ) - структуры флота, ответственной за разработку, расчеты и оценку проектов кораблей. Чертежи корабля, получившего обозначение ACR-1 , были разработаны в 1886 году и утверждены 1 ноября 1887 года. В соответствии с первоначальным проектом, крейсер должен был иметь водоизмещение 6744 тонны, длину-94,5 м, ширину - 17,7 м, осадку - 6,7 м. Орудия главного калибра предполагалось установить в барбетах , прикрыв только щитами.

Постройка

Заказ на постройку корабля получила казенная верфь New York Navy Yard в Бруклине. Стоимость корабля первоначально оценивалась в 2,5 миллиона долларов США без учета стоимости вооружения. Подготовка к строительству началась в июне 1888 года, официально корабль был заложен 17 октября 1888 года. На этот момент USS Maine был крупнейшим кораблем, заложенным на американских верфях.

USS Maine сразу после спуска на воду

Строительство корабля затянулось на семь лет. В числе причин задержек был пожар в помещении верфи, уничтоживший рабочий комплект чертежей корабля. Поставка броневых плит задержалась на целых три года - американская промышленность в тот момент не была готова к строительству крупных кораблей. Спуск крейсера на воду состоялся 18 ноября 1890 года. В церемонии спуска на воду принял участие министр ВМФ США Бенджамин Трэйси, крестной матерью корабля выступила его внучка.

Планировалось, что USS Maine будет введен в строй в середине 1892 года, однако достройка затянулась до 1895 года. Корабль был принят заказчиком лишь 17 сентября 1895 года.

Описание конструкции

Корпус

USS Maine имел длину 98,9 м, ширину 17,4 м и осадку 6,9 м. Корпус был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно протяженностью около 60 м. Корпус корабля был достаточно длинным и узким, характерным скорее для быстрых крейсеров, однако не самое удачное распределение веса замедляло его.

Бронирование

Основной бронепояс корабля, изготовленный из никелированной стали, имел максимальную толщину в 305 мм в верхней части, постепенно утончаясь книзу до 178 мм. Длина бронепояса составляла всего лишь 54,9 метров - он прикрывал машинные отделения и погреба главного калибра, высота - 2,1 м (из них - 0,9 м выше ватерлинии). Дальше к оконечностям бронепояс шел с наклоном вглубь корабля, имея толщину 203 мм и соединяясь с бронированными 152-мм траверзами .

Броневая палуба имела толщину 51 мм в горизонтальной части и 76 мм на скосах и закрывала пространство от носа до кормы, ближе к корме уходя под ватерлинию для того чтобы прикрыть гребные валы и рулевое управление.

Круглые башни имели 203-мм бронирование, барбеты имели толщину 305 мм, боевая рубка была защищена 254-мм броней.

Считается, что у бронирования USS Maine было два основных недостатка - отсутствие какого-либо бронирования против малокалиберной артиллерии в верхней части корабля, и использование никелированной брони, имевшей менее высокую эффективность по сравнению с гарвеевской и крупповской броней, которые к тому времени уже начали появляться на боевых кораблях, в том числе американских.

Котлы USS Maine

Энергетическая установка и ходовые качества

На USS Maine была установлены две вертикальные паровые машины тройного расширения производства компании N.F.Palmer Jr. & Company’s Quintard Iron Works of New York , разделенные между собой водонепроницаемой переборкой. Пар для них поставляли восемь односторонних огнетрубных «шотландских» котлов. Запас угля для котлов составлял 910 тонн, что было слишком мало для такого крупного корабля и ограничивало дальность хода.

На испытаниях корабль смог показать скорость в 16,45 узлов, так и не достигнув проектной скорости в 17 узлов.

Вооружение

Сводная таблица основных характеристик артиллерии USS Maine

10″/30
Mark 2
6″/30
Mark 3
57-мм
Driggs-Schroeder
37-мм
орудие
Калибр, мм 254 152 57 37
Количество стволов, шт 4 6 7 8
Длина ствола, калибров 30 30 45 40
Масса снаряда, кг 236 48 2,7 0,45
Начальная скорость снаряда, м/с 610 594 570 550
Дальность стрельбы, м 18200 9000 8000 3200
Практическая скорострельность, выстрелов/мин 0,6 1,5 20 25
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 5000 м., мм 175 н.д. н.д -
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 8000 м., мм 147 - - -

Главный калибр

Главный калибр броненосца USS Maine был представлен четырьмя 254-мм орудиями Mark 2 с длиной ствола 30 калибров. Они стреляли снарядами весом 236 кг на расстояние до 18 км. Диапазон вертикальной наводки менялся от −3° до 15°.

Первоначально планировалось установить эти орудия в открытых барбетах, прикрыв их щитами, но в ходе строительства стало понятным, что расчеты артиллерии главного калибра должны быть надежно защищены от огня малокалиберной артиллерии, и проект был изменен для размещения орудий в башнях. Из-за связанного с ними дополнительного веса башни пришлось разместить на одну палубу ниже по сравнению с изначальным проектом, и это затрудняло их использование при сильном волнении.

Башни имели диагональное размещение, и на практике оказалось, что это вызывает целый ряд проблем. Во-первых, они не были сбалансированы, и поворот башен вызывал крен корабля, что затрудняло наводку и ограничивало углы стрельбы. Во-вторых, стрельба на «чужой» борт приводила к повреждению надстроек дульными газами. USS Maine и USS Texas стали последними кораблями ВМС США, на которых использовалось диагональное размещение башен артиллерии главного калибра.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Вспомогательная артиллерия USS Maine включала шесть 152-мм орудий, смонтированных в казематах и ориентированных по два в нос и корму и по одному - в сторону бортов. Они стреляли 48-кг снарядами на расстояние до 9 км.

Торпедный аппарат USS Maine

Малокалиберное вооружение состояло из семи 57-мм пушек Driggs-Schroeder , установленных на надстройках, и восьми 37-мм пушек - на надстройках, в корме и на боевых марсах.

Минно-торпедное вооружение

На USS Maine были установлены четыре 457-мм надводных торпедных аппарата, расположенных по бортам. Предполагалось также, что корабль будет нести две 15-тонных миноноски, вооруженных 356-мм торпедным аппаратом и 37-мм орудием, но лишь один такой катер реально был построен. На испытаниях выяснилось, что его максимальная скорость не превышает 12 узлов, и в дальнейшем он использовался только как учебный корабль.

USS Maine в 1895 году

История службы

Служба

USS Maine вошел в строй 17 сентября 1895 года, первым капитаном стал кэптен Арент Крауниншилд. После загрузки на корабль боекомплекта в начале ноября 1895 года он был включен в состав Североатлантической эскадры. Большую часть своей недолгой карьеры USS Maine провел в составе этой эскадры, участвуя в походах и учениях у восточного побережья США и в Карибском бассейне. В 1896 году USS Maine был переклассифицирован в броненосец второго класса (2-nd class battleship ). 10 апреля 1897 года кэптен Чарльз Дуайт Сиксби сменил Крауниншилда на посту командира корабля.

USS Maine входит в гавань Гаваны за три недели до гибели

Гибель

В 1895 году на Кубе началась активная вооруженная борьба против испанского колониального владычества. С самого начала США поддерживали революционеров, некоторые американские СМИ вели агитацию за интервенцию США на Кубу. Под давлением внутренних и внешних факторов в конце 1897 года Испания, идя навстречу бунтовщикам, сменила Кубинскую администрацию.

Затопленный броненосец USS Maine в Гаване

В январе 1898 года в Гаване возник мятеж, поднятый кубинцами, поддерживавшими Испанию. Посол США запросил у Вашингтона помощи для защиты американских граждан, находившихся в городе, и 25 января в порту Гаваны бросил якорь броненосец USS Maine , вызванный из Флориды. Присутствие в гавани крупного американского корабля успокоило обстановку, и три недели город жил относительно спокойной жизнью. Однако вечером 15 февраля около 21:40 на броненосце в районе носовых артиллерийских погребов произошел мощнейший взрыв, разрушивший носовую часть корабля. Броненосец быстро затонул. Большая часть команды в это время находилась на корабле в своих каютах, и 260 человек погибли, не успев выбраться с тонущего броненосца. Спаслись 89 человек, в том числе капитан и значительная часть офицерского состава.

Расследование

Сразу же после взрыва были организованы две комиссии для расследования причин и обстоятельств взрыва - американская и испанская. Изучив имеющиеся факты и свидетельства, комиссии, как часто бывает в подобных сложных с политической точки зрения ситуациях, пришли к противоречащим друг другу выводам.

Испанская комиссия настаивала на том, что источник взрыва находился внутри корабля. Основным предположением было самовозгорание угля в одной из угольных ям, расположенных недалеко от носовых артиллерийских погребов. Свидетельствами, подтверждающими эту версию, по мнению испанцев были:

  • отсутствие водяного столба, характерного для взрывов в воде, например при взрывах мин
  • вечером 15 февраля ветер отсутствовал и волнения не было, что не подтверждало версию о дрейфовавшей к кораблю испанской мине
  • отсутствие в воде проводов, наличие которых могло говорить о дистанционном взрыве мины при помощи электричестве
  • отсутствие в гавани мертвой рыбы - обычного следствия мощного взрыва в воде

Американская комиссия пришла к выводу, что гипотеза о самовозгорании угля и последовавшем за этим взрывом погребов не выглядит убедительной. Основой версии американцев стали заявления свидетелей взрыва о том, что они слышали два последовательных взрыва и то, что по мнению обследовавших останки корабля водолазов части киля были завернуты внутрь корабля. Итоговый вывод комиссии содержал утверждение о том, что причиной взрыва USS Maine стал взрыв подводной мины, который вызвал детонацию двух или большего количества носовых артиллерийских погребов.

Последствия взрыва

Как только известие о гибели броненосца достигло США, многие американские СМИ развернули активную кампанию по раскручиванию скандала. Так, «New York Journal» в течение недели после взрыва посвящал погибшему броненосцу материалы средним объемом около восьми страниц. Очень быстро общественное мнение, и без того поддерживавшее борцов за независимость Кубы, было настроено на резкое обострение отношений с Испанией.

Гибель USS Maine непосредственно не привела к началу войны, но создало атмосферу, в которой силам, желавшим конфликта, оказалось достаточно просто довести ситуацию до нужной им точки. В апреле 1898 года США и Испания объявили друг другу войну, известную как Испано-американская , и один из популярных в США лозунгов звучал так: «Remember the Maine! To Hell with Spain» («Помните „Мэн“! К черту Испанию!»)

Разборка и затопление останков корабля

Корпус корабля, лежавший в гавани кубинской столицы, создавал помехи в использовании порта, и правительство Кубы неоднократно обращалось к США с просьбами о расчистке гавани. Кроме того, американцы хотели поднять и захоронить останки 70 матросов, остававшихся погребенными в помещениях затонувшего броненосца. В 1910 году Конгресс США санкционировал выделение средств на подъем и затопление в другом месте останков корабля, и вскоре работы начались.

USS Maine - 11 июня 1911 года

Армейские инженеры соорудили вокруг останков броненосца кессон из соединенных между собой стальных цилиндров шириной около 15 метров, засыпанных землей, и откачали из него воду. К 30 июня из воды показалась палуба корабля. Надстройки и палубы демонтировали, корабль разделили на две части, а относительно целую корму в месте разреза закрыли специально сооруженной водонепроницаемой переборкой. Из помещений корабля извлекли останки моряков для последующего захоронения.

13 февраля 1912 года в кессон вновь запустили воду, и кормовая часть всплыла. 16 марта 1912 года кормовая часть броненосца была отбуксирована в открытое море в четырех милях от побережья Кубы, где ее торжественно затопили под салют с двух боевых кораблей ВМС США. Останки моряков были захоронены на Арлингтонском мемориальном кладбище.

Дальнейшие расследования

Причины гибели броненосца продолжали вызывать интерес и после окончания войны, и за прошедшие годы было проведено несколько расследований, так до конца и не прояснивших причины гибели корабля.

В 1911 году, в рамках мероприятий по удалению останков USS Maine из гавани Гаваны освобожденный от воды корпус корабля был тщательно обследован. Новая американская комиссия сделала те же выводы, что и предыдущая - причиной взрыва погребов стал взрыв мины, хотя по ее мнению внешний взрыв произошел в другом месте.

В 1974 году адмирал США Хайман Риковер организовал частное расследование гибели броненосца. В качестве материалов использовались материалы предыдущих расследований и документы из архивов ВМС США. Адмирал пришел к выводу, что причиной взрыва стало самовозгорание угля, а не взрыв мины.

В 1998 году журнал «National Geographic» провел свое расследование, используя архивные материалы и компьютерное моделирование. Определенных выводов сделано не было: обе версии - и про самовозгорание угля, и про взрыв мины были признаны имеющими право на существование.

В 2002 году телеканал «The History Channel» снял документальный фильм про взрыв на USS Maine , в котором авторы фильма пришли к выводу, что причиной взрыва стали самовозгорание угля и дефекты водонепроницаемой переборки между угольной ямой и погребами.

Помимо результатов расследований, существует теория о том, что взрыв был организован самими американцами для того, чтобы создать основания для развязывания войны с Испанией. Этой версии, в частности, придерживаются официальные историки Кубы. Так, на монумент в Гаване, посвященный гибели броненосца, в 1961 году была нанесена надпись «Посвящается погибшим на „Мэне“, которые были принесены в жертву алчности империалистов и их желанию взять под контроль остров Куба».

См. также

Примечания

Литература и источники информации

Литература

  • Norman Friedman U.S.Battleships. An Illustrated Design History . - Annapolis: Naval Institute Press, 1985. - 479 с. - ISBN 0-87021-715-1
  • Robert Gardiner Conway"s All The World"s Fighting Ships 1860-1905 . - London: Conway Maritime Press, 1979. - 448 с. - ISBN 0-85177-133-5
  • Ненахов Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910 . - Минск: Харвест, 2006. - 464 с. - ISBN 985-13-4080-4
  • Lawrence Burr US Cruisers 1883-1904: The birth of steel navy . - New Vanguard.143. - Oxford: Osprey Publishing, Ltd., 2008. - 52 с. -
Назван в честь Мэн Класс и тип судна Броненосный крейсер Изготовитель Верфь ВМФ, Нью-Йорк Спущен на воду 18 ноября 1889 г. Введён в эксплуатацию 17 сентября 1895 г. Статус Взорвался и затонул 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны Основные характеристики Водоизмещение 6789 т Длина 98,9 м. Ширина 17,37 м. Осадка 6,55 - 6,9 м. Бронирование пояс - 152-305 мм
палуба - 51 мм
башни главного калибра - 203 мм
барбеты - 305 мм
рубка - 254 мм Двигатели 2 паровая горизонтальная машина, 4 паровых котла Мощность 9000 л. с. Движитель 2 винта Скорость хода 16,4 - 17 узлов Экипаж 355 человек (26 офицеров, 290 моряков, 39 морских пехотинцев) Вооружение Артиллерия 2х2 - 254-мм/30
6х1 - 152-мм/30, 7 - 57-мм, 8 - 37-мм Минно-торпедное вооружение 4х1 - 356-мм ТА Медиафайлы на Викискладе

Корабль известен своей загадочной гибелью в Гаванской бухте , куда он прибыл 25 января 1898 года в связи с происходящими на Кубе народными выступлениями против колониального правления Испании. Вечером 15 февраля 1898 года , корабль взорвался и затонул. В результате взрыва погибло 266 человек: 260 во время взрыва или вскоре после него, и 6 скончались в больнице от полученных травм. Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их места были в кормовой части судна .

Гибель корабля и большей части экипажа получила широкую огласку в американской прессе, прямо или косвенно обвинявшей Испанию в подрыве крейсера, и таким образом сыграла роль катализатора в формировании общественного мнения в пользу начала испано-американской войны .

История



error: Контент защищен !!