Упражнения направленные на развитие личности. «Конспект занятия «Тренинг личностного роста

Таймырское Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Дудинский детский сад комбинированного вида "Рябинка"

Конспект занятия

по развитию личности дошкольника

"Боремся со Злорадной"

Разработала и провела: воспитатель 1 категории -

Серова Татьяна Александровна

г. Дудинка

"Боремся со Злорандой"

Цель: Развивать личность дошкольника.

Задачи:

Развивать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку. Формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других. Способствовать развитию сплоченности группы.

Упражнять в определении настроения по выражению лица.

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. Преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности.

Оборудование: зал стилистически оформлен под остров (озеро, деревья, камни), облака, ширма, корзинка «Добрых дел», замок, картинки с мимикой, семена, мертвая вода в ведре, конверт с планом.

Музыкальное сопровождение: гром, дождь, «Космическая музыка», музыка острова.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Как вы считаете для чего нам нужно хорошее настроение?

В: А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?

Д: Человек должен быть добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным…

В: Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?

Д: Грустными, злыми, замкнутыми, угрюмыми, скучными, сердитыми…

В: А нужно ли бороться с плохим настроением?

Д: Нужно!

В: А что и как надо делать?

Д: Всем вместе улыбнуться, оказать помощь, потому, что вместе легче и веселее, а одному трудно.

В: А как нам можно объединиться?

Д: Взяться за руки, встать рядом…

В: Я хочу предложить вам что-то другое. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться. Давайте передавая клубочек, будем делать комплименты друг другу.

Упражнение «Клубочек»

Цель: снять напряжение, формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.

В: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом целом.

Несмотря на то, что мы старались говорить друг другу добрые комплименты, но есть в нашем мире царство «злости», которым управляет колдунья Злоранда, именно она и её помощницы пытаются сделать наше сердце каменным, посылая нам страх, обиду, усталость, плохое настроение…

Ребята, а вы знаете, как выглядит злость? Давайте попробуем её изобразить.

Психологические этюды на снятие негативных эмоций.

В: В нашем мире всегда есть люди, способные победить Злоранду, разрушить её царство злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому царству непростая. Нам предстоит выдержать немало испытаний, но мы будем друг другу помогать. Вы хотите победить колдунью «Злоранду»?

Итак, закрывайте глаза (звучит аудиозапись Волшебство ). Дети открывают глаза. Ведущий обращает внимание на остров. (звучит музыка острова)

Ребята мы с вами попали в царство Злоранды и нам надо добраться до её замка. Но прежде чем продолжить путь нужно осмотреться, проверить, не приготовила ли колдунья какие–нибудь неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы колдунья нас не заметила. Как вы думаете, в кого нам надо превратиться, чтобы нас не было видно?

Д: В дерево, цветок, животных…

Упражнение «Превращение»

Цель: развитие умения перевоплощаться.

Дети маскируются, а ведущий отгадывает.

Ведущая видит, лежит конверт, а в нем карта (план) как добраться до замка Злоранды. Дети и ведущая изучают карту.

Ребята, а вы сможете все препятствия пройти? Тогда пошли.

Вдруг гремит гром.

В: Над нами собрались тучи, наверно это Злоранда их послала. Они не простые, а клеевые. Какой из них пойдет дождь?

Д: Из них польется клей.

В: Пошел клеевой дождь, и мы все склеились (дети держат друг друга за плечи).

Но у нас нет времени ждать. Нам надо спешить. Что же нам делать?

Д: Придется двигаться всем вместе. (звучит музыка прохождения препятствий)

Упражнение «Клеевой дождь»

Цель: Упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.

Дети преодолевают препятствия, не отпуская рук: огибают озеро, идут по кочкам на болоте, перешагивают через камни препятствия.

В: Ну вот, наконец, клей высох и мы отклеились друг от друга. Молодцы справились с трудностью.

Но что, же это такое?

Ребята! Да это новая ловушка. Смотрят карту схему. Мы сможем пройти дальше, если выполним все условия, которые указала Злоранда. (Нужно взять по картинки и определить хорошие и плохие поступки, дети рассказывают по ним, что такое хорошо и что такое плохо)

Упражнение «Сюжетные картинки»

Цель: Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. (Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.)

После выполнения упражнения мы лопаем шарик и достаем ключ.

В: Ключ у нас теперь есть.

Но до замка ещё далеко, а злоранда на нашем пути рассеяла семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем?

Д: Вырастут деревья зависти, обиды, злости, ненависти.

В: Да, и эти деревья превратятся в непроходимые джунгли и навсегда останутся в нашем мире. Собирать эти семена можно только парами, держась за руки.

Упражнение «Собери семена»

Цель: развитие умения действовать совместно.

В: Дети, сожмите эти семена крепко-крепко в кулачке, чтобы их не рассыпать. Хотела Злоранда вырастить лес зла, но у неё ничего не вышло. А что мы будем делать с семенами? (положить семена в мертвую воду)

А вот и ворота, давайте откроем их ключом (открывает дверь-ширму, за которой стоит дерево).

Упражнение «Чудо – дерево»

Цель: Умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками.

Я стремилась в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.

Ребята, придумайте, чем вы можете порадовать друг друга или можно назвать добрые дела. На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему «Чудо-дереву»!

– Посмотрите, как зазеленело наше дерево! (звук лопнувшего шара )

В: Дети, посмотрите, Злоранда исчезла. Мы ее победили . (музыка на конец занятия)

В: Нам пора возвращаться, но для этого надо перелететь через пространство. Закройте глаза, возьмитесь за руки.

(Звучит космическая музыка 1-2 минуты) . Музыка выключается с постепенным убавлением звука. Воспитатель проводит детей в начало зала, где начиналось занятие.

Один, два, три, открыли глазки. Огляделись вокруг. Вот мы и снова в детском саду. Ребята! А где вы были? Какие препятствия проходили? А что помогло победить вам «Злоранду»?


Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны. Этот тест(сам тест мoжно пройти ) дает только один из возможных "срезов" вашей личности(психологический портрет), но надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены - Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны. Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта - это неизбежный этап в процессе роста. Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни. Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества- это навсегда, а умения - только когда надо. Надо ли уметь "бить"? "Бить"- не надо, а "уметь бить"-бывает очень даже необходимо...

Что нужно Голубю

Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других . Вы имеете право быть самим собой . Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено. Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.

1. Упражнение "Не-улыбка".

Улыбка - это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и "ловят" на улыбку: вы улыбнулись - значит, сказали "Да". А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ? Чтобы стать "более свободным" человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

2. Упражнение "Нет".

Вам трудно говорить "Нет"- вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить "Нет" спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое "Нет" воспринимается нормально.

3. Упражнение "Нестандартные поступки".

Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного ("как все") поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно - попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?

4. Упражнение "Губа".

Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать "уровень напряжения". Станет тяжело - губу приспустите; а не чувствуете напряжение - приподнимите губу выше...

5. Упражнение "Подарю тебе оценку".

Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий, и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, - выстреливайте оценкой первым сами. Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели - не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

6. Упражнение "Свобода отрицательных эмоций".

Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.

7. Упражнение "Свобода обвинений".

Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.

10. Упражнение "Наведите порядок!".

Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).

Что нужно Страусу . Диагноз и общие предписания.

Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, - не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача-развивать в себе интерес и внимание к окружаю-щим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.

1. Упражнение "Ассоциации".

Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать "абстрактные" вопросы (например, "Какая вещь домашнего обихода?"), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.

2. Упражнение "Запоминание лиц".

Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то "не видите"-смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

3. Упражнение "А как он смеется?"

Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: "А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается "выкрутиться"? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно - видите?) Каким он будет в старости (видите?)”

4. Упражнение "А что это он?"

В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: "Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это-и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит - интересничает? Он изображает шута -зачем?"

5. Упражнение "Я глазами других".

В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

6. Упражнение "Сопереживание".

В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

7. Упражнение "Перевоплощение".

Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он - это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь - постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.

8. В компаниях чаще вылезайте на роль Массовика-затейника. Не получается - учитесь. Личностный рост - это интересно и очень полезно, но всегда просто.

Что нужно Ястребу . Диагноз и общие предписания.

Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.

1. Упражнение "Улыбка".

Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

2. Упражнение "Мир тебе".

Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть "Мир тебе!". Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять. Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: "Мир тебе!"-это поможет вам остановиться. Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: “Хорошо”. Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: “Хорошо!”. На вас кричат-“Хорошо”. Вы кричите?-?тоже “Хорошо”. Через какое-то время кричать уже не захочется никому, и в душе станет светло и тепло.

3. Упражнение "Передача инициативы".

Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.

4. Упражнение "Оценка на себя".

Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

5. Упражнение "Приятный разговор".

Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет-сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

6. Упражнение "Облако в штанах".

Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите "Да", а не "Нет". Избегайте категоричных фраз и интонаций.

7. Упражнение "Комплименты и благодарность".

Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой, и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” “От души спасибо, это просто восхитительно!” Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

8. Упражнение "Гроза отменяется".

Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?

9. Упражнение "Мудрец".

Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Ваш проигрыш - ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: "А как бы к этому отнесся мудрый человек?". Ведь именно это и называется - личностный рост.

По материалам книги Николая Козлова "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день"

И еще. Думаю, что для любого типа личности будет полезно и интересно узнать, как выйти победителем из любого конфликта, затратив на это минимум сил и энергии.

Психологическое айкидо. Принцип амортизации и общении.

Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака "Психологическое айкидо"

Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

Конспект психокоррекционного занятие по развитию личности.

«Давайте дружить» для детей старшей группы

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива.

Задачи :

1. Развитие координации и снятие мышечного напряжения.

2. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Оборудование

Магнитофон.

Клубок ниток.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

- Ритуал приветствия.

Дети встают в круг

Пальчиковая игра под песню Фунтика «Про дружбу»:

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия

(Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)

«Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить? … Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба».

(Совместное озвучивание слова).

«А как вы понимаете, что такое дружба?» (Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга…)

«Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно».

Давайте споём первую часть песенки.

Игра «Это я – узнай меня!»

Дети сидят на ковре. Один ребенок поворачивается к ним спиной. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине и говорят: «Это я! Узнай меня!» Ребенок должен угадать, кто его погладил. Дети могут говорить измененными голосами.

2. Динамическая пауза под музыку «Если есть Хороший друг»

Садятся.

3. Знакомство с пословицами о дружбе.

«В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните, о чем они. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.

Дружным любая беда нипочем.

4. Найди друга

«Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры)».

После того, как каждая пара рукавичек встретится, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись).

Игра “живые картинки” под веселую музыку.

Давайте поиграем в “живые картинки”.

Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.

Садятся.

5. Узнай друга

«Я предлагаю вам узнать своего друга, на ощупь! Хотите попробовать? Выберем ведущего завяжем ему глаза, и предложим ощупав ребенка, нужно догадаться, кто из детей подошел к нему, ощупав этого ребёнка. Посмотрим, кому удастся угадать (затем выбирают другого ведущего)».

«Связующее звено».

«А сейчас Вы будете передавать клубок ниток по кругу так, чтобы все, кто держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается пожеланиями для своих друзей (когда клубок соединится с началом нити). Дети натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие вы дружные.

Релаксационная музыкальная пауза.

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

III. Заключительная часть.

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

А сейчас давайте мы с вами станцуем танец дружбы.

Рефлексия.

«Ребята, что вы узнали о дружбе? Нужна ли нам дружба? … Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении».

Наше занятие закончено! До свидания!

Развитие навыков саморефлексии. Анализ возможных точек личностного роста. Повышение уверенности в себе. Самовыражение. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники придумывают новые слова, по этим словам пробуют охарактеризовать человека, их придумавшего. Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности. Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы. Игра, направленная на развитие социального мышления. Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания. Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления. Процедура группового психологического тренинга. Участники обмениваются своими личными страхами, опасениями и вырабатывают коллективное «Делай, что надо, и пусть будет, что будет». Процедура группового психологического тренинга (направленного на личностный рост). Участники просматривают короткие видеоролики, потом соревнуются в личной манифестации. Процедура группового психологического тренинга, направленного на личностный рост. Участники рассказывают друг другу разные поучительные истории – пытаются избавить друг друга от ненужных страхов, опасений. В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по­сле чего начинает задавать вопросы. Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния. Психология, практические упражнения для гештальтгрупп. Выработка у участников более объективной самооценки. Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста. Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы. Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации. Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца. Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео. Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными. Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться. Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца. Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру. Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке. Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции. Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни. Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем. Развитие внимания в общении. Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах. Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении. Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными. Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека. Анализ феномена предпринимательства. Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст­ройства. Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии. Закрепление полученнного на тренинге опыта. Отработка простых менеджерских функций. Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Отработка простых менеджерский функций. Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми. Процедура группового психологического тренинга. Участники ощупывают разные предметы, материалы. Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы. Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов. Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни. Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю. Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности. Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым. Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений. Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас. Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый". Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени. Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра. Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии. Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем. Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие. Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение. Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – у кого из них лучший "автопилот". Упражнение направлено на осознание важности привычек в нашей жизни, а также способности в сложных, необычных ситуациях действовать разумно. Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями. Описание тренингового упражнения Автопортрет. Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я". Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу. Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении. Рефлексия особенностей межличностных отношений. Упражнение личностного роста, направленное на саморефлексию, поиск собственного смысла жизни. Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях. Взаимная рефлексия участников. Самоанализ жизненных ценностей. Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Развитие социального мышления. Разминка, повышение доверия друг к другу. Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты. Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию. Отработка коммуникативных умений и навыков. Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения. Отработка гибкости невербального поведения. Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования. Помощь в выработке у участников более объективной самооценки. Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Процедура группового психологического тренинга. На одного участника возлагается задача – обобщить групповой опыт. Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию. Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия. Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Настрой участников на переходное, трансовое состояние. Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков. Процедура группового психологического тренинга. Участники преодолевают символические внутренние барьеры. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки. Обогащение словаря эмоций у участников. Процедура группового психологического тренинга. Участники заканчивают предложения. Участники раскладывают свою жизнь по ступеням. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются в том, кто из них лучший «Обещалкин». Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность". Отработка педагогических ситуаций. Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии. Отработка умения точно передавать суть высказывания. Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье. Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, по­лучение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Формирование навыков аргументированного отстваивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику. Упражнение личностного роста для группового психологического тренинга. Участники перечисляют свои привычки, потом "делятся" ими. Предоставление возможности участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости. Совершенствование коммуникативной культуры. Формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств. Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими. Тренировка уверенной просьбы. Развитие способностей самовыражения. Процедура группового психологического тренинга. Участники сочиняют рассказы, которые должны закончиться определенным образом. Отработка коммуникативных умений и навыков. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся воспоминаниями о каких-то необычных, редких переживаниях, эмоциях, чувствах. Упражнение для глубокой саморефлексии. Включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации. Личностное самораскрытие через личную символику: псевдоним, отличительный знак, девиз. Умение вести себя в ситуации нагнетения напряжения. Умение диссоциироваться в широком круге учебных и жизненных обстоятельств. Процедура группового психологического тренинга. Участники подвергают друг друга психологической обработке. Помощь участникам в понимании того, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Процедура группового психологического тренинга личностного роста. Участники рассказывают друг другу о последних изменениях собственного поведения. Предоставление участникам возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа. Определение эмоционального состояния ребенка по снимкам. Определение эмоционального состояния группы детей. Развитие саморефлексии. Формирование установки на самопознание. Выработка у участников навыков уверенных интонаций. Формирование творческого воображения. Формирование умения абстрагироваться. Создание условий и формирование навыков самораскрытия. Совершенствование навыков группового выступления. Подведение группы к осознанию ограниченности времени и возможности воздействия внешних факторов на реализацию планов.

Профилактика девиантного поведения. Тренинг личностного роста.
Введение
Общение в подростковом возрасте становится одним из ведущих видов деятельности. У детей и подростков часто наблюдается возрастание эмоционально-психического напряжения, которое проявляется в отгороженности, закрытости, агрессивности, повышенной конфликтности, немотивированной мнительности, уходе в виртуальный мир. Следствием этого является развитие неуверенности в себе, комплекса неполноценности, агрессивности, депрессии, социальной апатии. Отсутствует культура общения: подростки не умеют общаться и дружить, «слушать и слышать» другого; не умеют анализировать свои переживания и говорить о них, бояться быть осмеянными и непонятыми.
В связи с этим современные подростки ведут себя или демонстративно, вызывающе, заносчиво или, наоборот, стараются быть незаметными, испытывая чувство стеснения, замкнутости.
Все перечисленные особенности поведения нуждаются в коррекции, т. к. страдают сами подростки и окружающие их люди. Таким образом, остро встает проблема общения подростков как друг с другом, так и с взрослыми.
Цель: Коррекция установок каждого члена группы, более полное и точное представление о себе как индивидуальности; понимание и принятие себя и другого человека.
Задачи:



Работа в группе позволяет рассматривать многие проблемы с большей эффективностью, чем при индивидуальном консультировании и терапии. Игровая форма занятий позволяет преодолеть психологические барьеры в общении, снять пелену комплексов: неуверенности, раздражения, устранить негативный барьер защиты, возникающий при попытках воздействия на ребенка с помощью убеждения или нравоучения со стороны взрослого.
Занятия строятся таким образом, чтобы каждый участник смог проявить себя, не боясь насмешки над своими слабостями и ошибками. Здесь каждого принимают таким, какой он есть, положительно оценивая каждый шаг участника, благодаря чему он чувствует себя защищенным. Безусловным требованием является полная уверенность в конфиденциальности информации.
Важно помнить, что групповая работа не требует полного контроля со стороны ведущего, значительное место должно отводиться инициативе самих участников группы.
Цель работы психолога – организация сотрудничества с ребенком, активизация его самопознания, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Проигрывая определенные ситуации, человек «пробует» себя в них, у него складывается опыт различных стилей общения, личное отношение к происходящему.
Конспект тренинга «Личностное развитие подростков»
Цели занятия:
Коррекция установок каждого члена группы,
Получить более полное и точное представление о себе как индивидуальности;
Понять и принять себя и другого человека.
Задачи:
1. Развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
2. Развитие чувства собственного достоинства и уверенности в своих возможностях.
3. Развитие социальной адаптивности, умения преодолевать жизненные трудности.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
«Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. У каждого из нас есть много проблем: в школе, в семье. Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять эти проблемы, принять (осознать), и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Мы будем учиться общаться и доверять себе и друг другу, раскрывая свои способности и таланты. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы – задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель – помочь себе и друг другу быть счастливым в этом мире. Вы видите, что мы сидим в кругу. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны и т. д. Дается историческая справка)».
ХЛОПКИ
Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.
на улице хорошая погода,
я рад, что наконец-то наступят каникулы,
я пришел сюда, потому что мне это нравится,
я люблю общаться с друзьями,
у меня хорошее настроение,
я готов к работе в нашей группе.
ПРАВИЛА ГРУППЫ
Сейчас мы вспомним правила, по которым будем дальше вместе работать и взаимодействовать. Ведь именно тогда мы группа, когда у нас есть свои правила, по которым мы живем и работаем.
Психологический комментарий:
Ведущий объясняет необходимость правил в группе: «Именно тогда мы группа, когда у нас есть свои «правила», по которым мы живем и работаем». После каждого правила ведется его обсуждение в группе.
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Говорит кто-то один.
3. Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь
4. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
5. Право каждого на свое мнение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«КЕМ БЫ Я БЫЛ?»
Цель: осознание своих качеств, освобождение от шаблонных суждений о себе.
Участникам дается время на то, чтобы подумать и записать, кем бы они были, если бы не были людьми. Т.е. нужно найти такое явление или предмет, который в наибольшей мере отражает качества самого человека.
БЕЗ МАСКИ
Цель – самораскрытие каждого участника группы.
Все садятся в большой круг.
Ведущий: «Мы уже убедились, что в данном коллективе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз ответить. Кто готов? Начинайте!»
Психологический комментарий:
Необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Их должно быть больше, чем участников, на случай, если кто-то не сможет с первого раза выполнить задание.
Примерное содержание карточек:
Особенно меня раздражает, что я…
Каждое утро я…
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...
Мне очень трудно забыть, но я...
Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...
Мне бывает стыдно, когда я...
Знаю, что это очень трудно, но я...
Иногда люди не понимают меня, потому что я...
Верю, что я еще...
Думаю, что самое важное для меня...
Когда я был маленьким, я часто...
Мои родители...
Мои друзья редко...
Когда на меня кричат…
Текст, написанный на карточках, должен помочь участникам раскрыть себя.
ЛАДОШКИ
Все сидят в кругу. Каждому дается лист бумаги и карандаш, или фломастер. На листе бумаги каждый обводит свою ладонь. В центре пишется свое имя, используемое в группе. В каждом из нарисованных пальцев записывается хорошее, любимое в себе качество. На этом листе каждый член группы может написать пожелание его владельцу, или то, что ему нравится в этом человеке. Листы передаются одновременно по кругу.
Психологический комментарий: Желательно звучание спокойной музыки. Когда «ладошки» пройдут круг и вернутся к своим владельцам, их можно прочитать и оставить себе на память.
ЖОНГЛЕРЫ
Цель – развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.
Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов). Задача – одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Обсуждение: Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировать совместные действия с другими участниками или каждый «сам за себя»?
"ЗАТО..."
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).
Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:
каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;
после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
ВСТАНЬТЕ С МЕСТ
Цель – развитие уверенности в себе. Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Обсуждение. Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?
ВОСПОМИНАНИЕ
Цель – способствует развитию концентрации, успокоения.
Ведущий: «Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните ситуацию, когда вам было хорошо и радостно на душе. Вспомните свои мысли, чувства, ощущения. Побудьте в этой ситуации, прочувствуйте ее еще раз. Откройте глаза. Закройте глаза опять и вспомните ситуацию, когда вам было грустно, неприятно, нехорошо. Откройте глаза. Снова закройте глаза и вернитесь в то состояние, в каком бы вы хотели быть сейчас».
Психологический комментарий: При желании и готовности группы можно обсудить состояния участников в той и другой ситуации.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
КАРУСЕЛЬ. (ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РУК).
Группа разбивается на два круга – внешний и внутренний – друг напротив друга. Ведущий дает задание: сейчас вы будете общаться друг с другом только с помощью рук. Итак, поздоровайтесь руками. После этого внутренний круг остается на месте, а внешний передвигается вправо – к другому партнеру.
Следующие задания:
- побороться руками,
- помириться руками,
- пожалеть руками,
- попрощаться руками.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Последней процедурой каждого занятия является обратная связь от каждого участника группы ведущему. Ребятам предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов:
кулак с поднятым большим пальцем вверх – понравилось, хорошо;
кулак с большим пальцем вниз – не понравилось, плохо;
горизонтальная ладонь – средне, так себе.
Сначала мы вспоминаем эти жесты, потом каждый закрывает глаза, и по команде ведущего все с закрытыми глазами вытягивают руку и показывают свой жест.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово? Затем оговаривается время следующего занятия. Ведущий благодарит всех и прощается с группой.



error: Контент защищен !!