Содержание психологического анамнеза. Этапы психокоррекцонной работы

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

Демографическая информация:

· возраст клиента;

· семейное положение;

· профессия;

· образование.

Актуальные проблемы и нарушения:

· возникновение, развитие и продолжительность затруднений;

· события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

· возраст, в котором возникли проблемы;

· изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;

· непосредственная причина обращения клиента;

· предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;

· употребление лекарств;

· семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

· раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

· дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);

· младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

· отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

· взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

41. 42 Консультативные воздействия. Эффективность психологического воздействия и ее обуслов­ленность опытом и личностью консультанта.

Считая психологическое консультирование начальным этапом психотерапии, мы вполне можем перенести дан­ные Дж.Мармора (изложенные там же) и на консультативный процесс. Более того, можно говорить об общих механизмах психологического воздействия человека на человека, имеющих место в таких отраслях человечес­кого взаимодействия, как консультирование и психотера­пия,

Обратившись к работам социальных психологов, мы обнаруживаем описание вариантов такого психологического воздействия:

1) заражение;

2) внушение;

3) убеждение;

4) подражание.

Первый из вариантов психологического воздейст­вия - заражение - с давних пор исследовался как ос­новной способ воздействия, определенным образом ин­тегрирующий большие массы людей (особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.).

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаим­ного усиления эмоционального воздействия общающих­ся людей. Индивид здесь не испытывает организованно­го давления, но бессознательно усваивает образцы чье­го-то поведения, лишь подчиняясь ему. Мы считаем, что феномен заражения возникает и при взаимодействии двух людей, в частности клиента и консультанта. Например, во время эмпатического выслушивания "исповеди" клиента.

Внушение представляет собой особый вид воздей­ствия, а именно: целенаправленное, неаргументиро­ванное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс переда­чи информации, основанной на ее некритическом воспри­ятии.

Феномен внушения, суггестия, как социально-психо­логическое явление обладает глубокой спецификой, по­этому правомерно говорить об особом явлении - "соци­альной суггестии".

Заражение и внушение имеют определенные отличия. При заражении осуществляется сопереживание боль­шой массой людей или диадой общего психологического состояния. Внушение же не предлагает такого "равен­ства" в сопереживании идентичных эмоций. Следователь­но, внушение - персонифицированное, активное воздей­ствие одного человека на другого или на группу. Внуше­ние, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении кроме речевого воздействия используют­ся и иные средства (восклицания, ритмы и пр.)



Внушение отличается и от убеждения. В.М. Бехтерев показал, что внушение непосредственно вызывает опре­деленное психологическое состояние, не нуждаясь в до­казательствах и логике. Убеждение же построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. В случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим ин­формацию самостоятельно.

Следовательно, убеждение - преимущественно ин­теллектуальное, а внушение - преимущественно эмо­ционально-волевое воздействие.

В последнем из вариантов психологического воз­действия - подражании - осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизве­дение индивидом черт и образцов демонстрируемого по­ведения Различают несколько видов подражания:

Логическое и внелогическое;

Внутреннее и внешнее;

Подражание-мода и подражание-обычай;

Подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому (Андреева, 1988).

В процессе психологического консультирования, по-видимому, проявляются все вышеназванные механизмы воздействия, Например, на первой стадии консультирова­ния существенен механизм эмоционального заражения. На второй и третьей стадиях - механизмы внушения, убеждения и подражания. Благодаря действию данных механизмов возникают феномены расширения репертуа­ра когнитивных схем, изменения поведения, обучения навыкам и т.п.

Таким образом, в консультировании, как и в психо­терапии, действуют сходные факторы, определяемые об­щими механизмами психологического воздействия.

43. 44 45 46 Задавание вопросов, ободрение и успокаивание как техники психологического консультирования. Перефразирование и обобщение, отражение чувств как техники психологического консультирования. Предоставление информации, пауза, интерпретация как техники психологического консульти­рования. Конфронтация, самораскрытие и выражение чувств консультантом как техники психологического кон­сультирования.

Постановка вопросов

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.

Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.

Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Benjamin (1987) отмечает:

"Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его. Первые широко распахивают двери хорошим отношениям, вторые обычно оставляют их закрытыми".

Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п.

Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Ivey (1971) выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:

Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?").

Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что-нибудь к тому, что сказали?").

Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой-либо конкретной ситуации?"),

Сосредоточение внимания клиента на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что чувствовали тогда, когда все это произошло с Вами?").

Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.

В консультировании используются как закрытые, так и открытые вопросы, однако не следует вообще переоценивать важность опросов. Benjamin (1987) указывает:

"Я сильно сомневаюсь по поводу использования вопросов в беседе и чувствую, что задаю слишком много вопросов, часто бессмысленных. Мы задаем вопросы, которые расстраивают клиента, прерывают его, и вопросы, на которые он, возможно, не в состоянии ответить. Иногда мы даже задаем вопросы, заведомо не желая получать ответы, и в результате не слушаем ответов".

Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.

Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.

Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.

Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда-нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса.

Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.

Данная схема строится по возрастному принципу (за исключе­нием трех первых разделов, включающих сведения общего харак­тера).

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и харак­тера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходи­ма более подробная их характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития до и после рождения. Наличие фак­торов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подо­зрении на наличие органических или иных нарушений, находя­щихся в компетенции медиков, психолог должен получить меди­цинское заключение; соответственно сведения относительно ме­дицинской части анамнеза собираются врачом.)

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перене­сенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и пи­тания с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения! Кто уха­живал за ним на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные специальные-логопедические, для детей с неврологичес­кими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длитель­ные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет вклю­чительно). Особенности развития моторики. Сроки появления ос­новных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть, стоять, хо­дить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появ­ления первых слов, фраз, активность речевого общения. Актив­ность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близ­ким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действия­ми (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки фор­мирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Ка­кие трудности наблюдались в поведении? Любимые занятия и игры.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смот­реть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практи­куются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослы­ми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со сто­роны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. По­сещает ли какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние прояв­ления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?



7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возра­сте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жиз­ни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена шко­лы, класса, если да, то по какой причине? Успеваемость: люби­мые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. От­ношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортив­ные секции и т.д.), круг общения вне школы. Степень самостоя­тельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

8. Развитие в предподростковом и подростковом возрасте. Физи­ческое развитие. Особенности перехода к среднему звену школы-Изменения в поведении и интересах. Особенности взаимоотно­шений в семье. Как проявляются тенденции к самостоятельности и взрослости? Формы общения со сверстниками, проведение досуга, участие в неформальных организациях.



9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в исто­рии жизни ребенка?

Г. В. Бурменская подчеркивает, что приведенный перечень воп­росов для составления истории развития ребенка является не бо­лее чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существен­ной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (на­пример, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т.д.). Более подробно особенности и при­меры сбора психологического анамнеза описаны в книге «Возрастно-психологический подход к консультированию детей и под­ростков» [Бурменская Г. В. и др., 2002].

3.3.2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»

Несмотря на то что на сегодняшний день в зарубежной и оте­чественной психологии уже накоплен значительный арсенал ме­тодик, практические психологи все еще испытывают острую по­требность в средствах диагностики детско-родительских отноше­ний «на полюсе родителя». Принцип стереоскопичности диагноза как один из важнейших принципов психологического консульти­рования применительно к изучению детско-родительских отно­шений означает, что эти отношения должны быть представлены как с позиции ребенка, так и с позиции каждого из родителей [Лидере А. Г., 1991]. Методика «Родительское сочинение» предо­ставляет превосходную возможность увидеть эти отношения гла­зами родителя.

Методика «Родительское сочинение» представляет одну из наи­более информативных и достаточно надежных техник, позволяю­щих успешно решать задачу диагностики особенностей родитель­ской позиции и типа семейного воспитания, выявить особенно­сти восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Хотя указанная методика достаточно часто используется в практике семейного и возрастно-психологического консультирования [Спиваковская А. С, 1988; Захаров А. И., 2000; и др.], ее более широкому распространению препятствует Недостаточная разработанность основных параметров контент-анализа родительского сочинения. Проективный характер методики требует от пользователя высокой профессиональной культуры квалификации при интерпретации полученных данных.

Е.И.Захарова и О.А.Карабанова попытались систематизиро­вать и обобщить основные параметры психологического анализа родительского сочинения и выделить схему составления психоло­гического заключения по результатам проективной методики. Пред­ложенная схема анализа разработана с опорой на уже имеющиеся техники подобной интерпретации и обобщает собственный опыт использования автором данных проективного родительского со­чинения в практике консультирования родителей по вопросам раз­вития и воспитания детей.

Методика «Родительское сочинение» позволяет решить следу­ющие задачи:

1) выявить особенности родительской позиции автора сочине­ния и реализуемый им тип семейного воспитания;

2) собрать дополнительную анамнестическую информацию, позволяющую более полно реконструировать историю развития ребенка;

3) получить описание проблем развития ребенка глазами ро­дителя, выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаи­модействии, определить особенности локуса контроля родителя, объективировать в письменном виде жалобу и запрос родителя к консультанту.

Огромным достоинством методики «Родительское сочинение» является ее значительный коррекционный потенциал. Материалы сочинений - первый шаг в рефлексии родителем проблем воспи­тания ребенка, в их осознании и понимании, фундамент для по­строения новой системы общения и взаимодействия с ребенком. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проектив­ная методика, позволяет выявить личностные особенности само­го родителя, что обеспечивает более высокую эффективность про­граммы психологической коррекции, учитывающей особенности родителя при выборе стратегии и тактики реализации системы психолого-педагогических рекомендаций, при определении фор­мы и характера работы с родителями.

с. 1
ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
I. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА

Анамнез - медицинский термин, греческого происхождения, бук­вально означающий «воспоминание». Это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики.

Понятие «психологический анамнез» поначалу применялось в медицинской психологии. Представители данной отрасли психологической науки уже тогда выделяли «объективный» и «субъективный» анамнез. «Объективный» анамнез - получение сведений от окружающих больного людей. «Субъектив­ный» анамнез - получение сведений от самого больного.

В настоящее время понятие «психологический анамнез» вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития ребен­ка».

В процессе сбора информации и поиска ответа на практи­ческий запрос о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии ребенка, о его потенциальных возможностях, о на­правленности его интересов и т. д. выдвигается ряд гипотез и в соответствии с этим применяются различные методы обследования детей, осуществляется поиск путей коррекции психического развития.
2. ПРИНЦИПЫ АНАМНЕСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Методологическими принципами анамнестического метода являются принципы детерминизма и личностный подход к исследованию психических процессов и свойств ребенка.

Детерминистический подход четко сформулирован С. Л. Рубинштейном, который подчеркивал, что внешние причины всегда действуют лишь опосредованно через внутренние ус­ловия. Следует при этом помнить, что внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия, сформи­ровались ранее от предшествующих внешних воздействий. Поэтому психологический эффект каждого внешнего воздей­ствия обусловлен историей развития личности, его внутрен­ними закономерностями. Это обстоятельство следует учиты­вать как при изучении личности, так и воспитании ее. Отсюда вытекает необходимость анамнестического исследования личности.

Личностный подход проявляется в том, что, во-первых, любое психическое явление рассматривается в связи с други­ми явлениями, и прежде всего с теми свойствами человека, которые характеризуют его как личность (например, мотива­ми поведения); во-вторых, личность человека рассматривается как одна из детерминант его поведения; в-третьих, понимание личности в целом и отдельных ее проявлений возможно с учетом истории ее развития. Таким образом, личностный подход к исследованию также ведет к применению психо­логического анамнеза.

По мнению Л. С. Выготского, к получаемым данным пси­холого-анамнестического исследования необходим объек­тивный подход: «Сам по себе факт, что отец считает ребенка злым, должен быть учтен исследователем, но этот факт дол­жен быть учтен именно в своем значении, т. е. как мнение отца». Он отмечает необходимость изучения психи­ческого развития ребенка в динамике, получение сведений о наследственности, истории утробного и внеутробного разви­тия ребенка, об условиях среды и воспитания. Л. С. Выготским выделяются следующие принципы собирания анамнестиче­ских данных:

Первый принцип :

Структурность - оценка каждого явления через сумму общих сведений;

Комплексность - учет и анализ всех данных, полученных в ходе анамнестического исследования;

Детерминированность - причинная обусловленность про­явлений психики личности.

Л. С. Выготский пишет: «Общим и существенным для составления научной истории развития ребенка является требование, чтобы вся эта история развития и воспитания была причинным жизнеописанием. В отличие от простой летописи, от простого перечисления отдельных со­бытий (в таком-то году случилось то-то, в таком-то - то-то) причинное жизнеописание предполагает такое изложение событий, которое ставит их в причинно-следственную зависи­мость, вскрывает их связи и рассматривает данный период истории как единое, связное, движущееся целое, стремясь раскрыть законы, связи и движения, на которых построено и которым подчинено это единство.

Второй принцип - целенаправленность. Анамнестическое исследование имеет смысл постольку, поскольку по­могает в постановке психологического диагноза с выходом на пути решения имеющейся проблемы, т. е. на коррекцию и развитие. Разумеется, в процессе изучения жизни ребенка имеют смысл и значение все факты. Следует отметить, что собирание анамнестических сведений служит решению двух основных задач. Во-первых, это важнейший источник информации, необходимый как для оценки хода психического развития ребенка, так и для выдвижения гипо­тезы о причинах нарушения психики, поиска путей коррекции. Во-вторых, психологический анамнез может служить цели подтверждения уже выдвинутой гипотезы или отказа от нее.

Опора анамнестического исследования на возрастную психологию позволяет решить две задачи: 1) срав­нить уровень развития психики ребенка на том или ином этапе с нормой, опирающейся на особенности социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психологические но­вообразования; 2) при составлении схемы анамнестического исследования опираться на схему возрастной периодизации.

Используются различные формы сбора анамнестических данных: 1) объективный анамнез осуществляется в форме беседы с родителями, другими родственниками, опекунами, воспитателями детских дошкольных учреждений, учителями, другими лицами, хорошо знающими ребенка (например, с тренером, руководителем предметного кружка); 2) субъек­тивный анамнез, т. е. беседа с самим ребенком (при условии достаточного контакта и отсутствия опас­ности нанесения психической травмы и т. д.); 3) изучение до­полнительной информации: документации, медицинской карты, характеристик, ведомостей успеваемости, дневников, сохранившихся продуктов деятельности ребенка.

Основная задача - установить факторы, опре­делившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влия­ния на развитие психики.

Естественно, трудно ожидать не только от знакомых ре­бенка, но и от его родителей объективного анализа психиче­ского развития, достаточно полного и конкретного. При сборе данных объективного анамнеза следует использовать прием опосредованного выяснения необходимых для исследования обстоятельств, о чем писал применительно к медицинской психологии В. К. Мясищев: «Многое узнать о болезни и о больном врач может в процессе беседы... на темы, близкие его болезни, затрагивающие вопросы его жизни. При этом выбор темы может изменяться в ходе самой беседы. Такая свободная беседа, обмен мнениями по разным вопросам способствует улучшению взаимопонимания между врачом и больным, позволяет нередко узнать о больном то, чего дру­гим путем узнать нельзя».

Данные анамнестической беседы уточняются дополнитель­ной информацией, среди которой особое значение придается родительским дневникам. Как источник информации дневники высоко оцениваются М. В. Гамезо: «Другие методы не могут дать такой полной картины развития, в которой можно было бы проследить формирование психических качеств, возник­новение и развитие отдельных психических процессов».
3. БЕСЕДА КАК СРЕДСТВО ПОЛУЧЕНИЯ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИИ О РЕБЕНКЕ

Беседа является одним из опросных методов психологии. В тех случаях, когда беседа осуществляется в самом начале воспитания и изучения личности, она применяется с целью собирания анамнестических данных об истории развития изучаемой личности.

Беседа с близко знающими ребенка людьми дает исследо­вателю ценный материал, позволяет выявить новые факты развития психики, увидеть в новом свете уже известные, а также понять причины действий и поступков ребенка. Со­держание вопросов в зависимости от степени компетентности опрашиваемых может варьироваться. В беседе эти вопросы могут быть направлены на выявление особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.

Беседа может строиться в свободной форме или в форме «вопрос-ответ». Специалист может иметь ориентировочную схему опроса, но при этом необходимо помнить, что эта схема должна быть достаточно гибкой и вариабельной. Сле­дует учитывать и необходимую зависимость протекания бе­седы от ответов опрашиваемых на предшествующие вопросы. Успешность проведения беседы с целью получения ана­мнестических данных определяется следующими условиями:

1. Подготовленность. Вопросы опрашиваемому следует давать подготовленные и тщательно продуманные. Содержа­ние и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом и положением испыту­емых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов опрашиваемых.

2. Непринужденность, живой характер проведения беседы. Она должна проводиться в атмосфере доверия, доброжела­тельности и искренности, в обстановке максимальной есте­ственности, не настораживающей опрашиваемых. Это требо­вание особенно важно соблюдать при проведении «субъек­тивного» анамнеза.

3. Беседа должна строиться по плану (схеме). Можно пользоваться готовой схемой или разработать самому. Сле­дует при этом помнить, что эта схема должна носить ориен­тировочный характер, так как в условиях свободного общения план может измениться в зависимости от ответа испытуемых.

4. Учет индивидуально-психологический особенностей оп­рашиваемых.

5. Фиксирование ответов беседы может осуществляться путем ведения протокола или магнитофонной записи. Во многих случаях фиксирование ответов можно осуществлять сразу после окончания беседы.

4. ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА

Рекомендуются две схемы собирания анамнестических данных о ребенке: для родителей и для учителей. На основе проведенного анамнеза с этими группами опрашиваемых, когда исследователь уже получит значительную информацию об истории развития ребенка, значительно легче составить схему беседы с другими людьми из ближайшего ребенку окружения. Опрос этих лиц будет в основном направлен на дополнение и уточнение ранее полученных сведений у ро­дителей и учителей.

Ниже приведенная схема беседы с родителями включает в себя вопросы, касающиеся перинатального периода разви­тия ребенка, его психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте, школьном периоде, а также условий, в которых рос и развивался ребенок. Схема отли­чается достаточной полнотой и позволяет глубоко осмыслить характер взаимосвязи внешних и внутренних условий разви­тия, его своеобразия у изучаемого ребенка.

Схема получения анамнестических данных о ребенке у родителей

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, обра­зования и характера работы всех членов семьи, а также род­ственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бы­товых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).


2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, необходимо получить медицинское заключение; соот­ветственно сведения относительно медицинской части анам­неза собираются врачом).

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хро­нических или частных заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет психоневролога или других спе­циалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

4.Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, напри­мер, круглосуточные или дневные, специальные- логопедиче­ские, для детей с неврологическими заболеваниями и др.) Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5.Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навы­ков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие труд­ности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

6.Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Име­ются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конф­ликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрос­лых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Прояв­ляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успе­ваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (друже­ские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

8. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Многое может дать получение анамнестических данных у учителей, в т. ч. классного руководителя. Сведения о про­явлениях психики ребенка на разных возрастных этапах полу­чить у одного учителя нельзя, так как на протяжении всего школьного периода ребенка учителя меняются.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Психологический анамнез предваряет применение тестовых и нетестовых методов психологической диагностики. Следует помнить, что данные анамнеза содержат в себе много субъ­ективного, а потому являются лишь частичным источником для постановки диагноза. Вместе с тем ценность психологи­ческого анамнеза состоит в том, что в нем реализуется метод генетического (исторического) изучения психических фактов. Генетический метод является одним из интерпретационных. Согласно этому методу всякое психическое явление рассма­тривается как процесс, и исследователь пытается восстановить все моменты его диалектического развития, смену одного этапа другим. Одним словом, реализация этого принципа дает возможность представить изучаемый психологический факт в его конкретной истории.

Генетический метод изучения психики находит свое кон­кретное проявление в реализации метода продольного (лонгитюдинального) изучения личности ребенка. С помощью это­го метода развитие психики прослеживается на основе длительного, на протяжении ряда лет, изучения личности ребенка. Психологический анамнез как бы восстанавливает те этапы исторического развития школьника, которые имели место до момента встречи психолога с этим школьником и вместе с тем фиксирует информацию о наличном уровне развития ребенка.

Данные психологического анамнеза интерпретируются на основе психологической теории после чего вычленяются те еще не решенные проблемы познания личности, которые можно разрешить с помощью других методов: анализа продуктов деятельности, наблюдения, эксперимента, психодиаг­ностических тестов и др. На основе математической обработки всех материалов исследования, сопоставления данных, полу­ченных различными методами, интерпретации всех найденных фактов формулируются выводы о диагнозе психических свойств личности исследуемого школьника.

Принципы психологического анализа

Собрав анамнестические данные о ребенке, необходимо их проанализировать, руководствуясь следующими принципами:

Раскрывать особенности объективно существующих ка­честв и свойств ученика, опираясь на анализ его поведения и деятельности;

Рассматривать психические явления в их связях и отно­шениях на фоне личности в целом и в тесной связи с условия­ми ее формирования;

Видеть личность в развитии;

Искать причины и мотивы поступков и действий, выявлять диалектику внешнего - внутреннего;

Выявлять лучшие, сильные стороны личности, на кото­рые можно, опереться в процессе ее воспитания, и те слабые и отрицательные ее черты, которые следует преодолевать;

Определять своеобразие ее психики и опосредованность этого своеобразия условиями развития и воспитания.
с. 1

Биографический метод относится к аналитическим клинико-психологическим методам диагностики. Посредством изучения истории жизненного пути человека он дает возможность получить целостное представление о личности и ее развитии.

Основным методическим приемом биографического метода в клинической психодиагностике является составление психологического анамнеза.

Психологический анамнез

В медицине анамнез - это совокупность сведений из истории жизни больного, которые помогают установить диагноз и определить прогноз.

Пси­хологический анамнез отличается от медицинского тем, что его за­дачей является получение сведений из истории жизни пациента, касающихся психологических аспектов его проблем со здоровьем и индивидуальных психологических особенностей.

Медицинский анамнез в субъективных жалобах больного направлен на установление объективных проявлений болезни.

Психологический анам­нез призван выявить, как представляется болезнь в субъективном мире больного, какое влияние она оказалана его поведение, переживания, на сферу его личностных отношений.

Медицинский и психологический анам­нез сходны тем, что используют одинаковый способ получения све­дений о больном - расспрос, но их цель и использование полученных данных различны.

Тематическое содержание психологического анамнеза

Сбор психологического анамнеза предполагает беседу с испытуемым по следующим темам.

1. Перенесенные в прошлом болезни и реакции на них.

Выясняется, были ли у пациента тяжелые, опасные для жизни или длительные заболевания, какова реакция на них. Особо следует отметить, сталкивался ли он ранее с необходимостью отказываться из-за болезни от намеченных планов, отражались ли прежние болезни на отношениях с окружающими.

2. Профессиональный путь, трудовая деятельность и удовлетворенность работой.

Проводится расспрос о профессии, ее выборе, насколько больной удовлетворен своимпрофессиональным статусом, каковы профессиональные планы на будущее. Какие профессиональные проблемы и трудности имеются, являются ли они реальными или только воображаемыми.

3. Анамнез семейных и интимных отношений.

Эти отношения должны быть прослежены на всем протяжении жизни, начиная сродительской семьи. Оценка семейного положения в данный момент включает расспрос о том, как формировалась семья в настоящем составе, взаимоотношения в ней. Желательно составить пред­ставление о типе семьи. Следует выяснить отношения с родителями больного и родителями супруга (супруги). Переносились ли утраты близких, какая была на них реакция. Выявить возможные семейные проблемы и трудности.



4. Отношения с ближайшим микросоциальным окружением вне семьи.

В этом разделе проводится расспрос об отношениях с коллегами по работе и членами неформальной референтной группы (друзьями, приятелями, знакомыми). Важно оценить уровень напряженности и конфликтности в отношениях, а также наличие и выраженность социальной поддержки за пределами семьи.

5. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них.

Следует выяснить наиболее тяжелые события, психотравмы и конфликты в истории жизни больного, как больной реагировал и справлялся с ними, а также, какие именно события являются для него тягостными.

6. Вредные привычки.

Выясняется не только возможность злоупотребления алкоголем или зависимости от курения. Выявляется также склонность к злоупотреблению лекарствами, психоактивными веществами, а также другие вредные привычки и пристрастия. Вскрываются возможные мотивационные и внешние факторы, поддерживающие вредное поведение.

7. Развитие расстройства (болезни).

Психологический анамнез болезни собирается путем расспроса больного о начальных проявлениях проблем со здоровьем, обстоятельствах развития болезни, пусковых и поддерживающих факторах, переживаниях, связанных с болезнью, изменениях в сфере отношений. При этом осуществляется наблюдение за поведением больного во время расспроса, стилем изложения сведений.

Схема анамнестического расспроса в каждом индивидуальном случае диктуется конкретными целями психологического исследования.

Основной материал в психологическом анамнезе составляют связанные с заболеванием изменения в трудовой и семейной сферах отношений больного.

Анализируя сферу трудовых отношений , в ходе анамнестическо­го опроса следует выяснить у больного, как, по его мнению, болезнь повлияла на его работоспособность, служебное положение, зарабо­ток, отношения с сослуживцами, руководством, имеются ли опасе­ния, касающиеся ухудшения профессионального статуса.

При психологической оценке изменений семейных отношений в связи с болезнью следует исходить из представления о том, что иног­да болезнь служит своего рода психологическим индикатором и даже психологическим катализатором семейных отношений, обнажая в них то, что до этого было завуалировано или скомпенсировано.

Анамнез психологический

(от греч. anamnesis - воспоминания) – в психологии он рассматривается как сбор и систематизация информации о человеке, которая включает:

Биографический фон и связанные с ним истории развития, которые могут быть использованы для объяснения актуального поведения и деятельности человека;

Сведения об актуальном состоянии;

Модели и факторы среды, которые человек «субъективно перерабатывает» и которые поддерживают его актуальное поведение;

Стимулы среды.

Кроме того, в психологии его содержание составляет информация, получаемая от других людей, знакомых с диагностируемым. Она раскрывает его индивидные и личностные особенности, характеризует его поведение и деятельность в конкретно обозначенных условиях, субъектные и индивидуальные признаки развития. Таким образом, по словам Б. В. Зейгарник, психологический анамнез представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человека, как бы «продольный» срез его жизни (Зейгарник, 1973).

В целом, классифицируя различные варианты анамнестической информации о детях и подростках, В. В. Ковалев выделяет семейный, личный, школьный анамнез и анамнез проблемы (Ковалев, 1985, с. 257). Применительно к ситуациям психологического анализа эти четыре вида анамнеза соответствуют информативному содержанию, связанному с четырьмя основными сферами жизни человека: семейной, личностной, деятельностной (профессиональной) и «проблемной зоной».

Особенность семейного анамнеза – детальное выяснение внутрисемейных отношений, ролевых позиций членов семьи, лидерства родителей, их воспитательных установок, определения типа воспитания в семье и т. д. Важный раздел семейного анамнеза – наличие случаев психических заболеваний и различных аномалий личностного развития как патологических, так и непатологических. При семейном накоплении однотипных или близких форм психической патологии целесообразно проводить генеалогическое обследование семьи. Кроме того, в семейном анамнезе обращают внимание на генеративные функции (особенности протекания беременности, рождения) и особенности развития в раннем детстве.

Личностный анамнез имеет особенно важное значение для выявления структурных характеристик системы психической регуляции, ее индивидуальных проявлений, поскольку с особенностями развития и формирования ее элементов связано большинство форм поведения и состояний человека. Он включает в себя представление человека о себе, своих психических состояниях, свойствах и процессах, влияющих (или способных влиять) на характер внешних проявлений, историю их становления и развития (например, особенности рождения, развития в раннем, школьном, подростковом и другом возрасте).

Деятельностный (игровой, учебный, профессиональный) анамнез направлен на сбор информации о внешних проявлениях деятельности, которая в данный момент времени для диагностируемого выступает в качестве ведущей или значимой относительно обсуждаемого вопроса (проблемы). Так, для ребенка школьного возраста этот вид анамнеза назывался бы школьным, а для взрослого человека – профессиональным.

Анамнез «проблемной зоны» включает описание затруднений, противоречий, конфликтов и процесса их возникновения.

Основными методами получения феноменологической информации выступают клиническая беседа, психодиагностическое интервью и наблюдение.

Из книги Трактат о женской самообороне [Практическое пособие] автора Лялько Виктор Владимирович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Анамнез Анамнез (греч. anamnesis - воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни. А. - неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Достань нож и убей! Техника ножевого боя тюрьмы Фолсом автора Пентакост Дон

Психологический настрой Когда вы последний раз серьезно проверяли свои силы? Никогда нельзя знать, как вы поступите в конкретной ситуации, пока не попадете в нее. Этого не знает и ваш противник, независимо от того уверен он в себе или нет. Многие, считают себя непобедимыми

Из книги Дж. М. Кейнс автора Красова Ольга

«Основной психологический закон» Суть этого «закона» Дж. М. Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». И в этом определении его

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

48. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

60. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Психологический эксперимент – это стратегия исследования, посредством которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных

Из книги Энциклопедия юриста автора

Психологический отбор юристов ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР ЮРИСТОВ - один из этапов или компонентов профессионального отбора, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение соответствия психологических и психофизиологических качеств кандидата

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

7.16 Психологический прессинг (пиление) Комары гораздо гуманнее женщин. Если комар пьет твою кровь, то он, по крайней мере, перестает жужжать. Шутка То же самое, что эмоциональное накручивание, но проведение приема – постоянное во времени и не такой большой эмоциональной

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Диагноз психологический краткое емкое обозначение актуального состояния психической системы или ее параметров, обусловливающего особенности поведения и деятельности конкретного человека, представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения

Из книги Гипертоническая болезнь. Домашняя энциклопедия автора Малышева Ирина Сергеевна

Психологический мониторинг система постоянного (непрерывного) отслеживания с помощью разнообразных средств психологического измерения и оценки процесса личностного развития учащегося (ребенка), создание банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), на

Из книги автора

Психологический прогноз профессиональный вид деятельности психолога, целью которого является формулирование вывода о будущем состоянии человека на уровне индивидуальных особенностей психики или на уровне практически важных параметров его деятельности с опорой на

Из книги автора

Психологический тип личности как фактор риска ГБ По степени жизненной активности психологи условно делят людей на два типа. К первому относятся люди честолюбивые, активные, энергичные, которые напряженно работают, стараются многого достичь и успеть в жизни, делают



error: Контент защищен !!