Отец персефоны. PR в Античной мифологии

Персефона (др.-греч. Περσεφόνη , встречаются также диалектные варианты Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта) в древнегреческой мифологии — богиня плодородия и царства мёртвых.

В микенских текстах, возможно, соответствует божеству qe-ra-si-ja (Перасия?), либо богине pe-re-swa (Пресва?).
Культ богини преисподней существовал в Пилосе еще в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории. Миф о похищении Аидом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером.

Мифология

Персефона — дочь Деметры и Зевса. Вскормлена Деметрой и нимфами в пещере. К ней сватались Арес и Аполлон. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида (либо еще Афродита). Цветком Коры называют нарцисс.
Супруга Аида (Плутона), который похитил её и унёс в своё царство (по Гигину, она похищена Плутоном с помощью Зевса). Существовало несколько локализаций места похищения. По наиболее популярной, похищение произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной/Энной[ в Сицилии. В Сиракузах ей посвящен источник Киана, в месте, где разверзлась земля. По другим версиям, либо Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина, либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю гипподрома в Олимпии.
Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зёрен (либо три зерна, о чем сообщил Гермес) граната, своего атрибутивного плода. Эти гранаты возникли из капель крови старшего Диониса. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Свидетелем против Персефоны выступил Аскалаф.
Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что (согласно гомеровскому гимну и Псевдо-Аполлодору) Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида.
В некоторых источниках сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.
По некоторым поэтам, во время свадьбы Плутона и Персефоны Зевс отдал невесте как свадебный дар остров Сицилию, либо Фивы, либо Кизик.
Персефона — владычица подземного царства. Обитает на краю света.Согласно Суде имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия.
Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. Общепризнанно с древности, что миф о Персефоне символизирует смену времён года.

Персефона , в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса - бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства.

Аллори - Похищение Персефоны

Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери.
Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери.
Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем.
Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос.
В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.

Эпитеты и отождествления Персефоны

* Деспина.
* Кора. «Дева». Имя Персефоны.
* Лептинида. Эпитет Персефоны.
* Обримо. Эпитет Персефоны.
* Праксидика.

По одному сказанию, Афила — дочь Зевса и Реи, прозванная Корой и Персефоной. Зевс преследовал свою мать, ставшую змеей, сам превратился в змея, связал ее гераклейским узлом и совокупился с ней (что означает жезл Гермеса), а затем в облике змея овладел и дочерью. Афила имела два глаза на лбу, птичий клюв сзади шеи и рога.

Персефоне соответствует римская Прозерпина. В Риме с ней также отождествлялась Либера.

Спутницы Персефоны

* Иахе (Яхе). Спутница игр Персефоны.
* Каллигенейя. Нимфа, сторожившая Персефону.
* Левкиппа. Спутница игр Персефоны.
* Фено (Файно). Спутница игр Персефоны.

Как известно, в языческий греческий пантеон входило 12 богов. Персефона является богиней царства мертвых. По легенде, она вынуждена треть года проводить под землей, со своим мужем Аидом, а две трети - на земле, с матерью Деметрой. Далее в статье подробно разберемся с тем, кто такая Персефона, и какие о ней существуют мифы.

Рождение Персефоны

Похищение Аидом

Персефона была очень красивой и жизнерадостной девушкой. Однажды ее заприметил ее родной, полубезумный дядя - бог подземного царства Аид. Как-то раз ничего не подозревающая Персефона гуляла по лугу с подругами, веселясь и собирая цветы. Вдруг из одной расщелины в земле выехала колесница, запряженная четырьмя конями. Правил ею сам Аид. Разумеется, слабая девушка ничего не смогла сделать и была увезена в царство мрака и смерти, где должна была стать женой подземного бога. Как повествует миф, горю ее не было предела. Похищение Персефоны (которую до этого звали Корой) было одобрено самим Зевсом.

Учеными найдено множество древнегреческих артефактов с рисунками, на которых похищение Персефоны Аидом представлено во всех подробностях. Описана эта история и в Гомеровском «Гимне Деметре». Да и в наше время этот интересный миф часто привлекает внимание художников, музыкантов и поэтов.

Обращение Деметры к Зевсу

Мать Персефоны, разумеется, не смогла смириться с пропажей дочери. Безутешная, она обратилась к самому Зевсу с просьбой вернуть Персефону. Верховного бога тронули слезы Деметры, и он приказал Гермесу спуститься в царство Аида и забрать юную богиню. Однако хитрый бог мертвых, перед тем как отпустить Персефону, предложил ей съесть несколько зернышек граната. Видимо, не настолько уж и расстроена была юная богиня, потому как не отказалась. Так старый бог подземного мира получил гарантию того, что понравившаяся ему Персефона вернется к нему сама. Так оно впоследствии и случилось.

Возвращение богини

Наконец-то Деметра и Персефона встретились. Подозревая Аида в коварстве, мать поинтересовалась у дочери о том, не ела ли она чего-нибудь в подземном царстве. Пришлось юной богине признаться в том, что прельстилась она гранатовыми зернами. Однако при этом Персефона солгала, сказав, что Аид заставил ее их есть насильно. Добавим, что гранатовые зерна в Греции считаются символом супружеской верности. По преданию, впервые гранат посадила Афродита на - Крите.

Поняла Деметра, что не навсегда вернулась к ней ее дочь. Так, съевшая гранатовые зерна Персефона, вынуждена две трети года проводить с матерью, а одну треть с Аидом. Однако греческие легенды, описывающие подвиги героев и деяния богов, связанные с подземным царством, никогда не описывают его богиню скорбящей или печальной. Скорее, она представлена в них полновластной владычицей этого мрачного места. Становясь женой Аида, Персефона предстает уже не как юная девица, а как молодая, строгая и одновременно лояльная к живым женщина-богиня.

Богиня на звездном небе

В некоторых источниках говорится о том, что, возвращаясь из царства Аида, Персефона - богиня подземного мира - иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы. Делает это она для того, чтобы ее соскучившаяся мать могла видеть ее отовсюду. Существуют также легенды, по которым созвездие Девы ассоциируется с самой Деметрой.

Символизм мифа

Разумеется, Персефона (греческая богиня), а вернее миф о ней, символизирует не что иное, как смену времен года. Две трети года в теплой Греции царствует лето, одну треть - зима. Когда Аид похитил Персефону, ее мать в горе перестала выполнять свои обязанности. В результате перестали расти травы и деревья, животным было нечего есть, и на земле случился страшный голод. Когда же Зевс вернул Деметре ее юную дочь, на радостях богиня научила земледельческим ремеслам целый отряд разного рода героев. После чего и превратилась из гипотетичной богини плодородия в богиню конкретной прослойки греческого общества, занимающейся возделыванием полей.

Если говорить об архетипах, то пара Деметра и Персефона представляет собой единую схему «мать-дочь», в которой последняя слишком близка первой и находится в зависимом от нее положении. Сама Персефона выступает одновременно символом женщины-ребенка (Кора), весны (возвращение из царства Аида) и проводником в мир мертвых.

Персефона в творчестве древних греков

Персефона - богиня, о которой упоминается во многих мифах этой древней страны. К примеру, именно Персефона, которую тронуло горе Орфея и его прекрасная музыка, отпустила из царства мертвых Эвридику. Однако последняя солнечный свет так и не увидела, причем по вине именно своего возлюбленного. Согласно легенде, Орфею было поставлено условие не оглядываться при выходе из царства смерти. Однако устоять перед искушением ему не удалось.

Рассказывается о Персефоне и в «Одиссее» Гомера. Главный герой этого эпоса также однажды спустился в подземное царство, где его владычица показала ему души умерших праведных женщин.

Еще один миф повествует о том, как Персефона - богиня подземного мира - соперничала с Афродитой за любовь Адониса. Последний был обычным смертным, но очень красивым юношей. Самая прекрасная в пантеоне богиня поместила его в корзину и отправила Персефоне для того, чтобы она спрятала его. Увидев Адониса и влюбившись, богиня подземного царства отказалась отдавать его Афродите обратно наотрез. Долго длился этот спор. Разрешен он был Зевсом. По его указу Адонис был вынужден треть года проводить с Персефоной, треть - с Афродитой, а остальное время был предоставлен сам себе.

В одном из мифов Персефона - богиня подземного царства - предстает и как грозная ревнивая супруга. Любовницу Аида, нимфу Минту, она превращает в растение (мяту). Нимфа же реки Кокид (Кокитида) по этой же причине была затоптана ею насмерть. Между тем, согласно мифологии, сама Персефона имела двух официальных любовников - Диониса и Адониса.

Корни мифа

Персефона - богиня (судя уже даже и по имени) изначально не греческая. Миф о ней придумали вовсе не в этой стране. Считается, что он был заимствован у поселенцев Балкан, где был популярным в микенскую эпоху.

Соответствия в римской мифологии

Миф, похожий на похищение Персефоны Аидом, имеется и у древних римлян. В нем этой богине соответствует Прозерпина. Она была также дочерью богини плодородия, звали которую Церерой. Украл же ее бог поземного царства - Плутон. Как и Персефона, Прозерпина вынуждена треть года проводить в его царстве из-за съеденных когда-то зернышек граната.

Таким образом, вы теперь знаете, кто такая Персефона. Это юная богиня, похищенная Аидом и ставшая его женой. Мифы, повествующие о ней, насыщены событиями и очень интересны.

ПЕРСЕФОНА

В греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её (Hes. Theog. 912 — 914). В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы.

Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мёртвых (Hymn. Hom. V 1 — 20, 414 — 433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зёрнышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне её дочь треть года будет находиться среди мёртвых, а две трети с матерью, радость которой вернёт земле изобилие (360—413). Персефона мудро правит царством мёртвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мёртвых; Ovid. Met. X 46— 57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мёртвых (Apollod. III 14, 4). Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса - Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562—570; VI 156 — 165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц — возлюбленных Аида; нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с её родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был ещё "Подземным" царём царства мёртвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и её матери. В римской мифологии ей соответствует Прозерпина дочь Цереры (греч. Деметра).

Любимые цвета: черный, красный. Синонимы и эпитеты: Кора - дева, Део, владычица мертвых.

Богиня Персефона, которую римляне называли Прозерпиной или Корой, более всего известна по Гомерову "Гимну к Деметре", который описывает ее похищение Гадесом. Она почиталась двояко, как дева или Кора (что означает "девица, молодая девушка"), и как царица подземного мира. Кора была изящной и прекрасной юной богиней, ассоциировавшейся с символами плодородия - гранатом, зерном, злаками, а также нарциссом, цветком, который приманил ее. Как владычица подземного царства, Персефона - зрелая богиня, правящая душами умерших, направляющая тех живых, которые посещают царство мертвых и отлично знающая, чего она для себя хочет.

Хотя Персефона не была единственной среди двенадцати олимпийцев, но она была центральной фигурой Элевсинских мистерий, которые в течение двух тысяч лет до христианства были основным религиозным таинством греков. В Элевсинских мистериях греки переживали опыт возвращения или возрождения к жизни после смерти, через ежегодное возвращение Персефоны из подземного мира.

Генеалогия и мифология

Персефона была единственной дочерью Деметры и Зевса. Греческая мифология необычно молчалива по поводу обстоятельств ее зачатия.

В начале мифа о Деметре и Персефоне (подробно рассказанном в предыдущей главе), Персефона была беззаботной девушкой, которая собирала цветы и играла со своими подругами. Но потом Гадес на своей колеснице неожиданно появился из глубин земли, насильно схватил кричащую девицу и унес ее обратно в подземный мир, чтобы та стала его невестой, даже не желая этого.

Деметра не приняла ситуацию, покинула Олимп, упорно искала, как вернуть Персефону и в результате заставила Зевса учесть ее пожелания.

Потом Зевс направил Гермеса, Посланника Богов, привести Персефону. Гермес прибыл в подземный мир и нашел там ее безутешную. Но отчаяние сменилось радостью, как только она поняла, что Гермес пришел за ней и Гадес разрешит ей уйти. Однако перед тем, как она его покинула, Гадес дал Персефоне несколько гранатовых зерен, которые она и съела. Затем она взошла вместе с Гермесом в колесницу, которая быстро принесла ее к Деметре. После того, как воссоединившиеся мать и дочь счастливо обнялись, Деметра озабоченно поинтересовалась, не ела ли дочь чего-то в подземном мире. Персефона отвечала, что ела гранатовые зернышки - потому что Гадес заставил ее "силой, без ее на то желания" съесть их (что было неправдой).

Деметра приняла эту историю и циклический сценарий, который затем последовал. Если бы Персефона ничего не съела, то была бы полностью возвращена Деметре. А раз она съела гранатовые зернышки, то в любом случае должна теперь проводить одну треть года в подземном мире с Гадесом, а две трети года в верхнем мире, с Деметрой.

Позже Персефона стала царицей подземного мира. Когда бы герои или героини греческой мифологии спускались в низшую сферу, Персефона была там, чтобы встретить их и стать спутницей. (Никто не обнаруживал ее отсутствия.

Никогда на двери не висел знак "Ушла домой к маме", хотя по мифу о Деметре и Персефоне она так делала в течение двух третей года.) В Одиссее, герой Одиссей (Улисс) совершил путешествие в подземный мир, где Персефона показала ему души легендарных и прославленных женщин. В мифе о Психее и Эроте, последним заданием Психеи было спуститься с ларцом в подземный мир к Персефоне, чтобы та дала мазь красоты, необходимую Афродите. Последний из двенадцати подвигов Геракла (Геркулеса) также привел его к Персефоне: Гераклу нужно было получить разрешение Персефоны одолжить Цербера: ужасного трехголового стража, пса, которого он подчинил и посадил на цепь.

Персефона соперничала с Афродитой за обладание Адонисом, прекрасным юношей, которого любили обе богини. Афродита поместила Адониса в корзину и отправила Персефоне, чтобы та сохранила его. Но открыв корзину, царица подземного мира сама была очарована его красотой и отказалась отдавать обратно. Теперь Персефона боролась с другим могущественным божеством за обладание Адонисом, как однажды Деметра и Гадеса из-за нее. Спор был вынесен на суд Зевсу, который решил, что Адонис будет проводить одну треть года с Персефоной, другую треть - с Афродитой, и будет предоставлен сам себе в оставшееся время.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012


Персефона , Ко́ра ("девушка", "дева"), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых, одна из двенадцати богов и богинь олимпийского пантеона.

Семья и окружение

Персефона дочь Зевса и Деметры, позднее ставшая супругой Аида, который с разрешения Зевса похитил ее у матери.

Зевс соблазнил Деметру, превратившись в змея (по мифу фригийцев он был в образе быка). Деметра вскормила свою дочь в пещере вместе с нимфами, по одному из мифов Персефона росла вместе с Афиной и Артемидой (либо с Афродитой). Её спутницами и подружками были нимфы Иахе (Яхе), Фено (Файно) и Левкиппа. А сторожила её нимфа Каллигенейя.

Когда Персефона подросла, она стала прекрасной и жизнерадостной девушкой, к ней сватались Арес и Аполлон.

Она стала приёмной матерью Адониса. Согласно Суде Персефона имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия (или Загрея).

Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида. Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых).

Мифы

Самым распространенным мифом о Персефоне можно назвать Миф о похищении Персефоны Аидом . В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу у озера Перг (по Гигину), собирала цветы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби. Она наслала на землю засуху и неурожай, она поклялась, что пока Персефона не вернется к ней, ни один росток не произрастет на земле. И Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. После возвращения дочери Деметра позволила земле расцвести и на радостях открыла царю Келею и царевичам Триполему, Эвмолпу и Диоклесу свои священные обряды и мистерии. Но Аид перед уходом Персефоны дал ей съесть зернышко граната (по другим версиям три или семь зерен), чтобы она вернулась к нему, и дочь Деметры не могла долго оставаться с матерью.

Этот гранат возник из капель крови Диониса, Персефона же до этого отказывавшаяся от пищи, проглотила зерна и была вынуждена отныне возвращаться к Аиду. Деметра, узнав об этом коварстве, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой будет возвращать земле изобилие. Элевсинские мистерии воспроизводили возвращение Персефоны из Подземного мира, а Келей был первым священником Деметры, посвященный в ее обряды и тайны, а его сын Триполем, обученный богиней искусству выращивания пшеницы, открыл его другим людям на земле.

Персефона против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу реки Кокид Кокитиду, затопив её насмерть, и нимфу Минту, превратив ее в мяту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями.

Упоминается Персефона и в Гомеровской "Одиссее", главный герой которой однажды спустился в подземное царство. Богиня показала ему души умерших праведных женщин. Еще один миф рассказывает о соперничестве Афродиты и Персефоны за одного из самых красивых юношей из смертных - Адониса. Афродита влюбилась в Адониса и отправила его Персефоне, чтобы уберечь. Персефона стала его приёмной матерью и когда пришёл срок расстаться, она отказалась вернуть его Афродите. Спор длился очень долго и был разрешён только с помощью Зевса, который наказал Адонису треть года проводить с Персефоной в подземном царстве, а остальное время быть предоставленным самому себе.

Имя, эпитеты и характер

Имя Персефоны произошло не из греческого языка и им не объясняется. Встречаются также диалектные варианты - Персефонея, Ферсефонея, Ферсефона, иногда Феррефатта. Часто Персефону именуют как Кора.

Одно из эпитетов Персефоны - Праксидика (др.-греч. "вершительница справедливости"). Менелай соорудил ей храм, вернувшись из-под Трои. Храм богинь Праксидик был в Галиарте. Праксидика изображалась в виде головы, и в жертву ей приносились головы (из словаря Фотия).

В микенских текстах, возможно, Персефона соответствует божеству pe-ra-si-ja, либо pe-re-swa. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространен до вторжения греков на Балканский полуостров.

Богиню также называют эпитетами Лептинида и Обримо. В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина.

Культ и символика

У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории.

Культ богини преисподней существовал в Пилосе с микенской эпохи. Её почитали как законодательницу и покровительницу брачных и семейных отношений. Большую популярность богиня имела именно среди женщин. Кроме того, Повелительница царства мёртвых была олицетворением постоянной смены времён года.

Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. Храм Деметры и Персефоны в Элевсине стал неким памятником страданиям матери и дочери. В сентябре девять дней в этом храме совершались инсценировки мифа о Деметре и Персефоне (элевсинские мистерии). Участники таинства были уверены в том, что таким образом они обеспечивают возвращение Персефоны, а вместе с тем и богатый урожай, даруемый Деметрой.

Весной древние греки отмечали праздник, посвященный воссоединению матери-Деметры со свей дочерью. Проходили пышные празднества в честь наступления весны. Еще один праздник был посвящён Персефоне - Тесмофории, который справлялся при участии свободнорождённых женщин, во время посева в конце октября. Праздник проводился на средства наиболее обеспеченных и уважаемых женщин Афин. В первый день женщины собирались вместе и отправлялись в Галимунт (местность в древней Аттике), обмениваясь шутками. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы, куда и отправлялись женщины. На второй день в храме приносились жертвы, в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в унынии и посте, на пятый день устраивался шикарный и весёлый пир, с играми и плясками. Об этом празднике писал Аристофан в комедии "Женщины на празднике Тесмофорий".

В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классическо-олимпийского. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.

Цветком Персефоны называют нарцисс. В некоторых источниках говорится о том, что возвращаясь из царства мёртвых, Персефона иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы, чтобы мать увидела её отовсюду. Однако другие источники ассоциируют созвездие Девы с самой Деметрой.

В культуре и искусстве

В произведениях мифографов и в литературе Персефона стала символом бессмертия души. Образ этой богини очень популярен как в изобразительном искусстве, так и в музыке и литературе. Особенно часто используется тематика мифа о Похищении Персефоны.

Среди древних писателей, описывавших Персефону, были Платон в "Кратиле", Гесиод в "Теогонии", Порфирий "О пещере нимф", Клавдиан в "Похищение Прозерпины", Павсаний в "Описании Эллады", Овидий в "Метаморфозах", Гомер в "Одиссее" и многие другие.

Из более современных литературных произведений известны такие, как "Прозерпина" стихотворения Гёте и Эвариста Парни (перевод этого произведения на русский язык сделан А.С. Пушкиным), а так же "Богиня весны" Каста Филиса и "Пыльца" Джеффа Нуна.

Образ Персефоны и Прозерпины так же использовался в музыкальных произведениях, например, в одноименных опере Сен-Санса и музыкальнай трагедии Люлли.

В скульптуре стоит обратить внимание на скульптуры "Похищение Прозерпины" Бернини 1622 года и Франсуа Жирардона 1700 года.

Среди картин известны "Похищение Прозерпины" Никколо дель Аббате, Париса Бордоне и Йозефа Хайнца. Картина хранящаяся в художественной галерее Лидса известна всему миру, это "Возвращение Персефоны" Фредерика Лейтона (1891 г), на которой изображена сцена встречи Деметры и Персефоны в той самой пещере, где Деметра вырастила свою дочь. Это светлая и радостная живопись, насыщенная цветами охры и лазури. Известна также великолепная работа Альбрехта Дюрера - гравюра "Похищение Прозерпины на единороге", 1516 г. Данте Габриэль Россетти в 1874 году изобразил Персефону (Прозерпину) в мрачных коридорах дворца в подземном царстве Аида. В руках она держит тот самый гранат, зёрна которого не дали ей покинуть царство мёртвых.

Персефона в современности

Образ Персефоны и мифа о её похищении не оставляет воображение и современных деятелей искусства. Например, в 2009 году известный немецкий композитор Вольфганг Рим написал оперу "Прозерпина".

Именем Персефоны назван крупный астероид главного пояса, который был открыт 23 февраля 1895 года немецким астрономом Максом Вольфом в обсерватории Хайдельберга.



error: Контент защищен !!