Математические проекты в старшей. Проект для старшей группы «В мире Математики
МДОУ « Детский сад №21»
п. Удельная Раменского района
Проект по формированию элементарных математических представлений
Старшая группа
Известно, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогаем мы - педагоги. В своей группе, наряду с объяснительно - иллюстративным методом обучения, я использую методы проблемного обучения. (Вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т. д.) . Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструкторских заданий.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков я использую комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. В своей работе я широко использую разнообразные формы проведения подобных занятий: от путешествий до занятий с элементами драматизации.
Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Поэтому назрела необходимость во внедрении проектного метода обучения в развитии познавательной и творческой активности детей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.
Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.
К их числу относятся:
1. Умение решать проблемы
2. Умение работать в команде
3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии
4. Умение критически относиться к проблемам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад №28»
Выполнили Воспитатели:
- Баронина Ю.А.
- Туралева Ю.Г.
- Мальченко В.А.
Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка…
Александр Данилович Александров
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) . Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей.
Актуальность проекта
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) , так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Тип проекта: информационно - позновательный
Вид проекта: групповой
Возраст: воспитанники старшего дошкольного возраста
Участники: воспитатели, воспитанники и их родители
Цель проекта
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта
Образовательные
- Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
- Учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные
- формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Основные принципы реализации проекта
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников) ;
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры) ;
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные) ;
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой) ;
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил) .
Подготовительный этап
- Донесение до участников проекта важности данной проблемы
- Подбор методической литературы для реализации проекта.
- Подбор наглядно дидактического материала по ФЭМП.
- Подбор дидактических игр
- Разработка конспектов НОД, викторин.
- Создание развивающей среды в группе.
- Разработка рекомендаций для педагогов ДОУ
- Оформление родительского уголка для родителей.
Основной этап
Беседа: «Зачем нам нужна математика?»
Дидактические, настольные игры, игры головоломки, игры – соревнования математического содержания.
3. ИКТ: «Логическая математика» .
4. Изготовление пособий по математике «Состав числа» ; «Неравенства» .
5. Лепка, рисование цифр, составление аппликации из геометрических фигур, раскрашивание раскрасок математического содержания.
6. Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.
7. Занятия по ФЭМП, математические викторины.
Заключительный этап
- Создание презентации по итогам реализации проекта.
- Математический КВН среди 2х детских садов – ежегодное городское мероприятие «Муравейник»
Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Разработка консультаций, рекомендаций.
- Рекомендации для родителей по использованию литературы.
- Создание картотеки игр по математике.
- Родительское собрание: «Математика – это интересно!»
- Пополнение развивающей среды играми и пособиями.
Заключение
Таким образом, математическое образование как средство познавательного развития детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является актуальным направлением развития системы образования.
- «Как мы занимались математикой!»
- «Геометрические фигуры!»
- «Состав числа!»
- «Волшебные палочки!»
- «Мы художники!»
- «Игротека!»
- «Математический КВН»
«Спасибо за внимание!»
Марина Алыкова
Проект по математическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Занимательная математика вокруг»
Пояснительная записка :
Актуальность.
Познавательная активность дошкольников - это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале . Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. При правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие .
Проблема, решаемая при реализации : В старшей группе компенсирующей направленности воспитывается 15 детей : 10 мальчиков и 5 девочек. На ООД по формированию математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике , существовали затруднения с мышлением, вниманием.
Чтобы повысить уровень математического развития , активность детей, развить у них интерес к математике , решили использовать занимательный материал : загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы , задачи-шутки, математические сказки , пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки, математические КВНы .
Контингент участников : воспитанники старшей группы компенсирующей направленности ; воспитатели; родители воспитанников.
Цель : создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений , развитию стойкого интереса , обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи :
Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием .
Формирование базисных математических представлений , речевых умений. Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФМП.
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей , закрепление имеющихся знаний.
Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать,
классифицировать, анализировать).
Развивать внимание , восприятие, память и логическое мышление, воображение, волю, творческие способности детей.
Формировать интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Воспитывать уверенность в собственных математических способностях , умении работать в коллективе.
Срок реализации проекта –1 месяц , август 2016г.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
1. Изучение литературы на тему «Количество и счет» , «Математика . Логика»
«Формирование математических представлений у детей 7 года», авторы : Фалькович Т. А.,
Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2005. – 72-76с.
Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2005. – 62-64с.
Подбор компьютерных игр .
2. Совместно с родителями пополнить играми «Центр занимательной Математики » .
3. Сбор игр и пособий по математике «Учимся считать и отсчитывать» , «Я запоминаю цифры» , «Математические ступеньки »
4. Оформление информационного стенда для родителей.
2 этап – Реализация проекта
1. Игровая деятельность
Дидактические игры :
«Составь число» , «Примеров много- \ответ один» , «Пропущенные числа» , «Перевертыши» .
2. Настольные игры :
«Кубики знаний» , «Что к чему» .
3. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием :
«Магазин» - упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов и условных
обозначений в пределах 10;
«Цирк» - закрепить знания о счете; «Зоопарк» - создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связи и отношений между ними.
4. Создание совместно всеми участниками проекта многофункционального дидактического пособия «Писанная торба» - воспитанники вместе с родителями дома придумывали чем наполнить чудо- коробочку и каждый ребёнок внёс свою лепту в создание новой игрушки : кто-то принёс необходимый материал , а кто-то придумывал задания и игры.
В итоге ребята предложили наполнить игрушку набором пуговиц разной формы (круглые, квадратные, овальные разных размеров, а также крупными пуговицами с разным количеством отверстий (2, 4) – можно определить на ощупь форму, размер и т. д. Также дети предложили разные ленты различные по ширине, по длине, разных цветовых оттенков и фактуры. По ходу пополнения необычной коробочки, ребята придумали интересные задания :
1) разложи полоски по длине (от самой короткой до самой длиной,
2) найди 2, 3 полоски, одинаковые по длине,
3) разложи по ширине (от самой узкой до самой широкой,
5) сколько раз в ленте поместится условная мерка,
6) с помощью какой условной мерки можно разделить ленты на 2, 3, 4 равные части,
7) изготовить условную мерку, равную 2, 3, 4 частям ленты,
8) выложить узор внутри широкой ленты,
9) соотнести концы кусочков от единой ленты для её воссоздания.
5. Компьютерные игры на развитие математических способностей в индивидуальной работе.
6. Дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания :
«Найди квадрат» , «Одинаковые домики» . «Мозаика» , «Блоки Дьенеша» , «Посчитаем, поиграем» , «Прогулка по городу» , «Больше-меньше» , «Картотека игр на развитие восприятие цвета » , «Форма и цвет» , «Геометрическое лото» , «Нарисуй треугольник ниткой» , «Помоги кошке добраться до мышки» , «Помоги мышонку» , «Геометрические дорожки» , «Подбери рукавички» , «Поймай рыбку» , «Телевизор» , «Привяжи к шарам ниточку» .
Подвижные игры с движением, математические логоритмики .
Заучивание стихов : С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.
Игры-аттракционы ИКТ : «Логическая математика » , «Дидактические игры по математике » , «Найди 10 отличий» и др.
А также занимательные вопросы , задачи-шутки, математические сказки , пословицы и поговорки, лабиринты, логические концовки, математические КВНы .
7. Игры и задания с логическими блоками Дьенеша и палочками Кьюизенера.
Данные игры помогают развитию познавательных способностей у детей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений . В ходе воспитательного процесса я проводила четкую и последовательную работу по формированию игровых навыков. В результате в выборе игр дети часто проявляют самостоятельность, исходя из развивающихся у них потребностей , интересов. В ходе игры они приобщаются к сложному интеллектуальному труду. Дети играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой . От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде дети переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества.
3 этап – Презентация проекта
Развлечение «Математический турнир »
Пополнение многофункционального пособия по математике «Писанная торба» предлагаемыми детьми материалами (камешки, бисер, верёвочки, ленты) .
Обобщение материалов проекта .
Работа с родителями :
Выпуск папок-передвижек «Весёлые цифры» , «Геометрические фигуры» , индивидуальные беседы, семинар- практикум «Математика вокруг нас »
Ожидаемый результат :
Проект предоставляет возможность проявить на практике знания, фантазию, творчество, сформировать у детей стойкий интерес к математической деятельности . Закрепить знания о математических понятиях , применяя которые в разных видах деятельности, ребёнок может создать что-то новое.
Проявляя инициативу, интерес к играм, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения, учатся логически мыслить.
Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с ОНР с помощью занимательного материала .
Полученные результаты :
Констатация положительной динамики проявления интереса к математике , конструкторских умений и навыков у детей.
Улучшение операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование) .
Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в формировании математических представлений у детей.
Оформлен центр занимательной математики .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад №28»
Выполнили Воспитатели:
- Баронина Ю.А.
- Туралева Ю.Г.
- Мальченко В.А.
Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка…
Александр Данилович Александров
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) . Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей.
Актуальность проекта
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) , так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Тип проекта: информационно - позновательный
Вид проекта: групповой
Возраст: воспитанники старшего дошкольного возраста
Участники: воспитатели, воспитанники и их родители
Цель проекта
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта
Образовательные
- Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
- Учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные
- формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Основные принципы реализации проекта
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников) ;
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры) ;
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные) ;
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой) ;
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил) .
Подготовительный этап
- Донесение до участников проекта важности данной проблемы
- Подбор методической литературы для реализации проекта.
- Подбор наглядно дидактического материала по ФЭМП.
- Подбор дидактических игр
- Разработка конспектов НОД, викторин.
- Создание развивающей среды в группе.
- Разработка рекомендаций для педагогов ДОУ
- Оформление родительского уголка для родителей.
Основной этап
Беседа: «Зачем нам нужна математика?»
Дидактические, настольные игры, игры головоломки, игры – соревнования математического содержания.
3. ИКТ: «Логическая математика» .
4. Изготовление пособий по математике «Состав числа» ; «Неравенства» .
5. Лепка, рисование цифр, составление аппликации из геометрических фигур, раскрашивание раскрасок математического содержания.
6. Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.
7. Занятия по ФЭМП, математические викторины.
Заключительный этап
- Создание презентации по итогам реализации проекта.
- Математический КВН среди 2х детских садов – ежегодное городское мероприятие «Муравейник»
Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Разработка консультаций, рекомендаций.
- Рекомендации для родителей по использованию литературы.
- Создание картотеки игр по математике.
- Родительское собрание: «Математика – это интересно!»
- Пополнение развивающей среды играми и пособиями.
Заключение
Таким образом, математическое образование как средство познавательного развития детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является актуальным направлением развития системы образования.
- «Как мы занимались математикой!»
- «Геометрические фигуры!»
- «Состав числа!»
- «Волшебные палочки!»
- «Мы художники!»
- «Игротека!»
- «Математический КВН»
«Спасибо за внимание!»