Царь драконов в корейской мифологии. Духи и божества в корейской мифологии

На протяжении многих веков Корея являлась культурно-идеологическим посредником между Восточной Азией и населением островов Тихого океана (в основном Японии). Ее мифология формировалась под влиянием индийско-буддийской и китайской цивилизаций. Культура древних корейцев, являющаяся по своему характеру автохтонной, то есть характерной лишь для данной территории, подарила человечеству множество уникальных мифов и преданий, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

История, воплотившаяся в мифах

Самые ранние образцы мифов и сказаний были обнаружены учеными в хрониках древних государств Силла, Пэкче и Когуре, находившихся в разные исторические периоды на территории, прилегающей к современному Пхеньяну. Кроме того, записи, касающиеся корейской мифологии, содержатся в китайских историях знаменитых династий. Однако наиболее полное представление об этом жанре народного творчества дает первая официальная корейская летопись, называемая «Самгук саги». Она датирована 1145 годом.

Изучая этот исторический памятник, можно заметить, что персонажи корейской мифологии взяты главным образом из истории страны или из народных сказок, а из мира богов в значительно меньшей степени. В них отражено представление людей об их предках, а также о героях, которым приписывается историческая подлинность. Отдельную группу составляют культовые мифы, в которых объясняется происхождение всевозможных обрядов. Они, как правило, связаны с конфуцианством или буддизмом, а нередко и с демонологией.

Царственный отпрыск медведицы

Начнем наш краткий обзор с мифа о Тангуне, поскольку этому персонажу традиционно отводится роль основателя древнего государства Чосон, находившегося на месте нынешней южнокорейской столицы. Как повествует легенда, сын властелина неба Хванун досаждал отцу просьбами отпустить его на землю. Наконец он добился своего. Хванун с тремя сотнями последователей покинул небо.

На земле он подарил людям законы, научил ремеслам и земледелию, отчего они зажили богато и счастливо. Увидев картину всеобщего благополучия, тигр и медведица стали упрашивать небожителя, чтобы он и их превратил в людей. Тот согласился, но с условием, что они пройдут испытание. Требовалось в течение 100 дней не видеть солнечного света, а в еде ограничиться лишь 20 дольками чеснока и стебельком полыни.

Тигр через 20 дней отказался от этой затеи, а медведица выдержала испытание и превратилась в женщину. Однако почувствовать себя счастливой ей мешала неудовлетворенная жажда материнства. Снизойдя к просьбам страдалицы, Хванун женился на ней. От их брака, согласно древней легенде, родился тот самый Тангун, унаследовавший от отца трон и основавший государство Чосон. Характерная особенность корейского фольклора заключается в том, что в нем зачастую указывается конкретное место и время описываемых событий. Так, в данном случае приводится точная дата начала правления Тангуна - 2333 г. до н. э.

Корейский вариант сотворения мира

В корейской мифологии, как и в любой другой, нашли отражение бытовавшие в народе представления о создании мира, причем в разных частях полуострова они были различными. Так, согласно одной из версий, солнце, луна и звезды - это не что иное, как земные дети, взобравшиеся на небо в поисках спасения от тигра. Возможно, того самого, которому не хватило выдержки, чтобы стать человеком. Что же касается морей, озер и рек, то они были созданы великанами по приказанию их хозяйки Халласан, такой огромной, что подушками для нее служили горы.

Объясняется в древних легендах и природа затмений. Согласно приводимой в них версии, Солнце и Луну неотступно преследуют огненные псы, посылаемые князем Тьмы. Они пытаются проглотить небесные светила, но каждый раз бывают вынуждены отступить, поскольку одно из них - дневное, необычайно горячее, а ночное слишком холодное. В результате собакам удается лишь оторвать от них по куску. С тем они и возвращаются к своему повелителю.

По поводу того, как появились на свете первые люди, в корейской мифологии приводится несколько версий. Согласно наиболее распространенной из них, небесная фея воспылала любовью к лавровому дереву. От их союза появились предки современных корейцев. Размножаясь вполне традиционным способом, они заселили всю территорию

Особая сакральность придавалась небу, где обитали многие удивительные существа корейской мифологии. Наиболее значимым среди них был владыка мира Ханыним. Его ближайшими помощниками являлись Солнце (оно изображалось в виде ворона с тремя лапами) и Луна. Ей обычно придавался облик жабы. Кроме того, небесный свод вмещал в себя бесчисленный сонм духов, контролировавших животный мир, водоемы, погодные условия, а также горы, холмы и долины.

Миф о горе Амисан

На северо-востоке Южной Кореи находится гора Амисан, верхняя часть которой раздвоена, что делает ее похожей на двугорбого верблюда. О происхождении ее столь необычной формы рассказывает древняя легенда. Оказывается, в давние времена гора имела самый заурядный вид. У ее подножья жила бедная крестьянка с сыном и дочерью. Женщина эта была скромной и незаметной, но дети у нее родились великанами. Об их отце в легенде ничего не говорится.

Однажды затеяли они состязание в силе и выносливости, причем, победитель получал право убить проигравшего. Согласно условию, мальчик должен был в тяжелых стальных башмаках пробежать за день 150 верст, а его сестра тем временем возвести каменную стену вокруг горы Амисан. Девица, как видно, была работящая. К вечеру она уже заканчивала дело, но мать вдруг позвала ее ужинать. Прервав неоконченную постройку, она отправилась домой. В это время прибежал запыхавшийся брат, покрывший за день положенное расстояние.

Увидев, что стена не готова, он счел себя победителем. Выхватив меч, он отрубил сестре голову. Однако его радость была омрачена рассказом матери о том, что из-за нее дочь не успела завершить начатое дело. Осознав ошибку, сын ощутил себя обесчещенным. Не желая сносить позор, он попытался вонзить клинок в собственную грудь, но смертоносное оружие отскочило от нее и отлетело в сторону горы. Ударившись о вершину, меч оставил выемку, придавшую ей форму двугорбого верблюда. Эта история занимает в корейской мифологии весьма заметное место. В наши дни ее рассказывают всем туристам, посещающим гору Амисан.

Сказания о добрых драконах

От жителей Китая древние корейцы переняли любовь к драконам, которых их фантазия породила необычайное множество. Каждому из них придавались особые черты, в зависимости от места его проживания. В отличие от представлений, укоренившегося среди европейских и большинства славянских народов, в Азии эти страшные с виду существа воспринимались как положительные персонажи. Корейские драконы, например, своими чудесами помогали людям, боролись со злом всеми доступными способами. Они же являлись непременными спутниками правителей.

В народном фольклоре весьма популярна легенда о жившем в давние времена драконе по имени Ен. В отличие от большинства своих собратьев, он был смертным существом. Прожив долгую жизнь при дворцах местных правителей, Ен однажды почувствовал, что его земной путь завершен. На смертном одре он обещал, что, находясь в ином мире, навсегда останется покровителем Кореи и Восточного (Японского) моря, омывающего ее берега.

Народная фантазия населяла драконами озера, реки и даже океанские глубины, откуда те посылали полям и лесам столь необходимые для них дожди. Эти мифические животные фигурируют не только в устных сказаниях корейцев, но также и во всех без исключения областях искусства. Проникли они даже в политику, где испокон века считались олицетворением императоров. При этом никому из нижестоящих правителей не разрешалось использовать их символику.

Внешним отличием корейских драконов от их родственников, распространенных по всему миру, является отсутствие крыльев и наличие длинной бороды. Кроме того, их часто изображают держащими в одной из лап некий символ власти, напоминающий царскую державу. Он называется «Еиджу». Согласно легенде, тот смельчак, который сумеет вырвать его из лап чудовища, станет всесильным и обретет бессмертие. Многие пытались это сделать, но, потерпев неудачу, сложили головы. Драконы и по сей день не упускают Еиджу из своих лап.

Ближайшие родственники корейских драконов

К числу этих фантастических существ относятся гигантские змеи, известные под названием «Имуги». О том, что они собой представляют, в корейской мифологии существует две версии. По одной из них это бывшие драконы, но проклятые богами за какую-то провинность и лишенные своего главного украшения - рогов и бороды. Отбывать наложенное на них наказание этим существам предстоит тысячу лет, после чего (при условии достойного поведения) им будет возвращен прежний статус.

По другой версии Имуги - это не провинившиеся существа, а личинки драконов, которым требуется тысяча лет, чтобы развиться в полноценных сказочных рептилий с рогами и бородой. Как бы то ни было, но их принято изображать в виде огромных добродушных змей, чем-то напоминающих современных питонов. Если верить преданию, то живут они в пещерах или глубоких водоемах. Повстречавшись с людьми, Имуги приносят им удачу.

Имеется в корейской мифологии и еще одно любопытное существо, представляющее собой аналог известного всем змея, обладающего многими сказочными свойствами. Называется он «Керен», что в буквальном переводе означает «дракон-петух». Ему отводится скромная роль прислужника у более весомых Сохранилось немало старинных изображений этого змея, впряженного в повозки царствующих особ. Впрочем, однажды довелось и ему отличиться. Как свидетельствует легенда, из яйца этого корейского василиска в 57 году до н. э. родилась принцесса, ставшая основательницей древнего государства Силла.

Духи - хранители жилищ

Кроме драконов, в корейской мифологии значительное место уделяется образам других сказочных персонажей, неотступно сопровождавших человека в течение всей его жизни. Это ближайшие родственники наших славянских домовых - весьма забавные существа, называемые «токкэби».

Они селятся в жилищах людей, но при этом не прячутся за печкой, а разворачивают весьма бурную деятельность: за хорошие дела награждают хозяина дома золотом, а за плохие пакостят ему. Токкэби охотно становятся собеседниками людей, а при случае даже и собутыльниками. Изображают их обычно в виде рогатых карликов, покрытых шерстью. На лицах они всегда носят маски в виде звериных морд.

Хранить свои дома от всяческих бед и несчастий древние корейцы поручали не только разного рода духам, но и божествам, составлявшим высший небесный пантеон. Известно, что неизменным почитанием пользовалась покровительница жилищ Опщин. Эта великодушная небожительница не только ограждала семьи от бедствий, но и привлекала удачу и богатство.

Однако, несмотря на все благодеяния, среди прочих корейских богов она выделялась тем, что народная фантазия «награждала» ее малоприятным обликом - змеи, паука, жабы или крысы. В реальной жизни этих существ убивать категорически запрещалось из опасения навлечь на себя гнев богини Опщин.

«Коммунистический Годзилла»

Кроме драконов, о которых речь шла выше, среди мифических животных Кореи большой популярностью пользовались химеры, называвшиеся «пульгасари». Они представляли собой фантастический гибрид тигра, лошади и медведя. У людей эти существа пользовались признательностью за то, что ограждали спящих от дурных снов. Однако за это их приходилось кормить, а питались они исключительно железом, что по тем временам было весьма накладно.

Любопытно, что в наши дни образ пульгасари нередко используется в корейском кинематографе как некий идеологический элемент. Согласно легенде, монстр был создан из рисовых зернышек, а затем помогал крестьянам в борьбе с эксплуататорами-феодалами. В связи с этим за ним даже утвердилось прозвище «Коммунистического Годзиллы».

Демоны в представлении жителей Кореи

Весьма богата корейская мифология и демонами, одна из разновидностей которых носит название «квищин». Согласно легенде, эти злобные и коварные существа появляются на свет каждый раз, когда кто-то из людей покидает мир в результате насильственной смерти или становится жертвой несправедливого приговора. В этих случаях его душа не находит упокоения. Обретя она мстит всем, оставшимся на земле.

Среди всех демонов корейской мифологии особую категорию составляют квищины, появившиеся на свет в результате безвременной кончины незамужних девушек. Эти духи тьмы крайне озлоблены, потому что они, находясь в человеческом теле, были лишены возможности исполнить главное женское предназначение - выйти замуж и родить ребенка. Изображают их в виде мрачных призраков, облаченных в траурные одежды, поверх которых ниспадают длинные пряди белых волос.

Из японского фольклора корейцы заимствовали образ Кумихо - лисы с девятью хвостами, которая имела обыкновение превращаться в женщину, чтобы соблазнять наивных мужчин. Уединившись с очередной жертвой для любовных утех, злобный оборотень пожирал ее сердце. Согласно корейской демонологии, каждая Кумихо - это в прошлом настоящая женщина, проклятая за излишнюю похотливость, поэтому обреченная губить своих любовников.

Разновидности демонов в корейской мифологии

Наряду с почитанием неба, от которого зависит благополучие и сама жизнь людей, корейцы с давних времен одухотворяют и всю видимую природу, населяя ее бесчисленными армиями демонов и духов. Принято считать, что эти фантастические существа не только наполняют собой воздух, землю и море, но также находятся в каждом ручье, овраге и лесной чаще. Ими буквально кишат печные трубы, погреба и чуланы. Едва ли можно найти недоступное для них место.

Согласно корейской мифологии, демоны бывают двух категорий, каждая из которых имеет свои характерные особенности. К первой принадлежат духи, явившиеся из ада, чтобы творить зло и всячески вредить людям. В союзе с ним действуют души умерших бедняков и тех, чей жизненный путь был полон лишений. Став после смерти демонами, они бродят по земле, вымещая свою злобу на всех, кто попадается им на пути.

Ко второй категории относятся демоны, рожденные во мрачных глубинах потустороннего мира, но способные на хорошие поступки. Их ближайшими союзниками являются тени людей, чья жизнь была преисполнена счастья и добродетели. Все они не отказываются от добрых дел, но беда в том, что по своей природе они чрезвычайно обидчивы и капризны.

Чтобы добиться от этих демонов желаемой помощи, людям приходится их предварительно «умасливать» жертвоприношениями. В Корее на этот случай была разработана целая система ритуалов, позволявшая земным людям вступать в общение с потусторонними силами. Принято считать, что счастье и благополучие каждого человека зависит именно от его умения расположить к себе добрых, но своенравных демонов.

Конь, ставший символом нации

Своеобразным порождением народной фантазии стал корейский мифический крылатый конь по имени Чхоллино, способный в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. При всех своих достоинствах он обладал столь неистовым нравом, что никто из наездников не мог на нем усидеть. Взмыв однажды в небо, конь растаял в лазурной синеве. В Северной Корее конь Чхоллима является символом движения нации по пути прогресса. Его именем названо массовое народное движение, аналогичное тому, которое в СССР именовалось стахановским.

В столице КНДР Пхеньяне имя крылатого коня носит одна из линий метрополитена. Оно же присвоено сборной страны по футболу. Поскольку в образе этого мифического существа воплощен революционный дух северокорейского народа, его часто используют при создании плакатов и скульптурных композиций идеологической направленности. Один из них представлен в нашей статье выше.

Русалки

Кроме упомянутого выше домового по имени Токкэби, в корейской мифологии русалки тоже присутствуют. Точнее, здесь имеется одна русалка, которую зовут Ино. Она, как и славянские девы вод, является полуженщиной-полурыбой. Живет Ино в Японском море возле острова Чеджудо.

Внешне она весьма отличается от обитательниц днепровских и волжских заводей. По свидетельствам очевидцев (говорят, таких было более сотни человек), у этой «красавицы» шесть или семь пар длинных ног, отчего своей нижней половиной она напоминает не рыбу, а осьминога. Туловище, руки и голова у нее вполне человечьи, но покрыты гладкой и скользкой кожей, как у налима. Дополняет образ морской девы длинный лошадиный хвост.

Периодически русалка Ино производит на свет потомство, которое кормит грудным молоком. Она очень заботливая мать. Когда кто-либо из детей огорчает ее, горько плачет. Слезы, появившись из глаз, тут же превращаются в жемчужины. В корейском народном фольклоре ей отводится место вполне дружелюбного персонажа.

Наследницы мифических русалок

Вблизи острова Чеджудо создателями легенд была замечена еще одна разновидность морских дев, также обладавших весьма экстравагантной внешностью. Их покрывала мелкая чешуя, а вместо рук по бокам выступали плавники. В нижней части тела у них, как у всех порядочных русалок, помещался рыбий хвост. Представительницы этого вида мифических существ, получившие название «Хэне», любили весело проводить время, но далеко не всегда их развлечения были безобидны. "Доподлинно" известно, что некоторые из них, обернувшись прекрасными девами, заманивали в морскую пучину легковерных мужчин.

Любопытно отметить, что в настоящее время название «Хэне» носят в Корее уникальные женщины - профессиональные ныряльщицы с острова Чеджудо. Погружаясь без акваланга на глубину до 30 метров, они занимаются промышленным сбором устриц, морских ежей и прочих даров моря. Кажется невероятным, но их средний возраст колеблется от 70 до 80 лет. Молодых последовательниц они не имеют. Ныряльщицы хэне, по признанию правительства Корей, являются визитной карточкой острова, его исчезающим культурным наследием.

Если на севере есть высокая гора, её охраняет Черепаха-Змея,
Если на востоке есть ручей, его охраняет Голубой Дракон,
Если на юге есть обработанные поля, их охраняет Красная Ласточка,
Если на западе есть большой тракт, его охраняет Белый Тигр.
Такое место является священным, и его называют «местом,
охраняемым четырьмя богами - ками» («енсин-сюго»).

Это довольно большая тема посвящённая 4 богам-хранителям и начну пожалуй с Сэйрю (Seiryu) - бог Воды (также известен как бог войны). Его воплощение - Голубой Дракон .

Другие его названия - Huang Long , Ryujin , Chung Ryong (кор.) , Qing Long (кит.) , 青龍

Корейский дракон

Возникновение своей письменности в Корее . Дело в том, что корейцы очень долго своего языка не имели и пользовались языком Китая, точнее его символами для обозначения своих слов. В 1443 г. король Сенчжон повелел создать хунминчон ("правильные звуки для обучения народа";). В 1446 г. получившееся было обнародовано под тем же названием - "Хунминчон". Так вот первым же литературным произведением, написанном на настоящем корейском алфавите, была "Ода дракону, летящему в небеса", и произошло это в 1445 году. Из этой книги мы можем узнать, что полет корейского дракона вещь крайне, видимо, редкая, ибо как только он взлетает в небо, в Корее меняется династия императоров. Хотя при этом дракон, как и в Китае – символ правителя.

Более полный пост посвящённый императорам Китая

Корейский дракон (용, Йон) имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости - китайский дракон.
Тогда как большинство драконов в западной мифологии обычно ассоциируются с огнём и разрушением, корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках, озёрах, океанах или глубоких горных прудах "где дракон, там и вода, где вода, там и дракон" .
Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев. В политике дракон олицетворяет императора, таким образом, ванам (королям) было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс.
В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать «Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи».
Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой.
Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап «драконью державу», известную под именем Ёиджу (여의주). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Ёиджу, станет всемогущим, однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Ёиджу.
Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка. По легенде, у них на спине 81 (=9x9) чешуйка.


Если в Китае явление дракона во сне женщины - к рождению героя или правителя, то в Корее это просто приносит счастье кому угодно.

Как и в Китае, Корейские драконы бывают пяти цветов: зелёный дракон (Чхоннён) - страж Востока и Весны, красный (Чоннён) и желтый (Хваннён) - стражи Юга и двух фаз лета, собственно Лета, и Конца Лета, белый (Пэннён) - страж Запада и Осени, и черный (Хыннён) - страж Севера и Зимы. Боги запрягают эту пятерку и передвигаются на них как по небу, так и по воде, что похоже на монгольский вариант, где Лу иногда считают просто своеобразными "лошадьми" богов.

Более подробно о корейских драконах можно прочитать пройдя по этой ссылке - elena-elk.narod.ru/Dragonology/Lessons/lesson44...

Близкие драконам существа корейской мифологии

Близким родственником дракона в корейской мифологии является Имуги (이무기) . Существует множество сказаний, посвящённых Имуги: в некоторых, к примеру, говорится, что они - безрогие существа, похожие на драконов, однако из-за наложенного на них проклятия, стать драконами не могут; в других можно найти упоминания о том, что Имуги - это своего рода «личинка» дракона, которой потребуется одна тысяча лет для того, чтобы стать полноценным драконом. Иногда они изображаются в виде гигантских добродушных змей, похожих на питонов. Живут они в воде или пещерах. По преданиям, изображения Имуги приносят удачу.
Корейский василиск, известный как керён (계룡/鷄龍) , что в переводе означает дракон-петух, появляется в мифах корейцев не так часто, как дракон. Часто их изображают впряжёнными в колесницу, ведомую одним из легендарных героев корейских мифов. В одном из таких мифов говорится об основании королевства Силла - первая принцесса этого королевства родилась из яйца василиска.

Китайский дракон

Китайский дракон (龍, лун) - в китайской мифологии и культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.
По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.


Основные породы дракона следующие:
Тяньлун - Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
Фуцанлун - Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
Дилун - Земляной дракон, который заведует морями и реками.
Шэньлун - Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.
Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Девять сыновей дракона

К XVI веку китайские авторы объединили нескольких фантастических созданий, некоторые из которых уже давно появлялись в китайской скульптуре или декоративно-прикладном искусстве, под общим названием «Девять сыновей дракона» (龙生九子). Существует несколько вариантов этого списка. По одной традиции, представленной в книге «Шэнъань вайцзи» (升庵外集) поэта Ян Шэня (1488-1559), сыновья дракона, в порядке старшинства, перечисляются следующим списком:

1. Биси (赑屃, bìxì) Биси любит носить тяжести, и поэтому на него ставят стелы.
2. Чивэнь (螭吻, chīwěn) Чивэнь любит глотать, и поэтому его помещают на концах конька крыши, чтобы он проглатывал все дурные поветрия.
3. Пулао (蒲牢, pulao) Пулао любит кричать, и поэтому за него вешают колокола.
4. Биань (狴犴, bì"àn) Биань могуч и любит юстицию, и поэтому его помещают над тюремными дверьми.
5. Таоте (饕餮, tāotiè) Таоте - загадочное древнее чудовище, которое любит есть, и чья маска появляется на сосудах для жертвоприношений династий Шан и Чжоу.
6. Бася (𧈢𧏡, bāxià) Бася любит воду, и поэтому его помещают на опорах мостов, у источников, и пр.
7. Яцзы (睚眦, yázì) Яцзы - хищный зверь, который любит убивать, и поэтому им украшают рукоятки холодного оружия.
8. Суаньни (狻猊, suānní) Суаньни любит сидеть, и поэтому его обычно помещают сидящим у ног Будды или бодхисатвы.
9. Цзяоту (椒图, jiaotu) Цзяоту похож на морскую раковину и не любит, чтобы его беспокоили; поэтому его помещают на дверные ручки или пороги.

Немного отличное собрание разновидностей «родственников» драконов:

1 . Пу-лао , вырезанный в верхней части колоколов и гонгов, говорит об его «привычке» громко кричать во время атаки его главнейшего врага - кита;
2. Чиу-ниу вырезался на колках скрипки из-за своей любви к музыке;
3. Пи-хси вырезался в верхней части каменных табличек из-за своей любви к литературе. Также он выражал самку и самца черепахи, склоненных к горе, и использовался в качестве пьедестала для надгробных камней с головой, направленной во все стороны. Это речной бог, наделенный сверхъестественной силой;
4. Па-хся вырезался в нижней части каменных памятников, так как считалось, что он способен поднимать огромные тяжести;
5. Чао-фенг вырезался на карнизах храмов, так как считалось, что он способен увидеть опасность;
6. Чих-вен вырезался на перилах мостов из-за своей тяги к воде. Также его изображение можно увидеть на крышах домов, так как считалось, что он способен уберечь жилище от пожара. Он стоит настороже с раскрытой пастью и иногда символически изображается в виде фигуры рыбы с поднятым хвостом;
7. Суан-ни вырезался на троне Будды из-за своей предрасположенности к отдыху. Так же его отождествляют с Чих-цу, т.е. с символическим львом;
8. Йай-цу вырезался на поверхности лезвия сабли в месте, где лезвие соединяется с рукояткой. На сабле он изображался из-за своей тяги к битве;
9. Пи-кан вырезался на воротах тюрьмы, так как имел склонность к суду и спорам и любил использовать свою силу и энергию в состоянии гнева. Имеет чешуйчатую грудь и рог.

Обычно восточного дракона изображают с жемчужиной - эмблемой солнца, которую он либо глотает, либо она висит у него на шее. В этой жемчужине заключена его сила, и, если жемчужину отнять или похитить, чудовище становится беспомощным. Жемчужина является источником энергии дракона, а также помогает дракону подниматься в небо, она способна преумножить все, к чему ни прикоснется. Жемчужина эта символизировала еще одно сокрытое от глаз сокровище - мудрость.

Ещё жемчужина считается символом Луны. Китайцы таким образом объясняли полный лунный цикл, якобы небесный дракон то больше, то меньше выпускает луну из своей пасти.


Японцы, как китайцы и корейцы, верили в духов-хранителей, защищающих стороны света. Поэтому в устройстве лагерей и постройке городов японцы руководствовались теорией о пяти первоэлементах.
Интересно, что Токио, Киото, Осака и другие процветающие города и деревни расположены с непогрешимой точностью в местах, которые считаются подходящими с точки зрения покровительства четырёх божеств.

Японский дракон

Кирин

В Сети - на блогах и форумах - часто утверждается, что японский дракон - это кирин . Но это неверно. Кирин – это японский единорог, существо с головой дракона, телом оленя и крыльями, имеющее копыта лошади, один рог на голове и шкуру пяти цветов. Очень часто чешуя заменена пятнами, как у оленя. Современные японцы этим словом называют жирафа.
Кирин – японский единорог, был заимствован из китайской мифологии во времена развития учения Онмёдо (Путь Инь и Ян), около 1200 лет назад. Согласно китайской мифологии, это существо с головой дракона, телом оленя и крыльями, имеющее копыта лошади, один рог на голове и шкуру пяти цветов. Очень часто чешуя заменена пятнами, как у оленя.

Кирин - мифическое существо, олицетворявшее стремление к щедрому урожаю и личной безопасности. Кирин - знаменитое животное, добрый вестник, а также символ долголетия, знатности, счастья, одаренного потомства и мудрого правления. Он яростный последователь справедливости и закона, и что он иногда появлялся на суде, убивал виновного и спасал невиновного. Доныне каждой весной в одном из храмов города Тоттори исполняется ритуальный танец "Кирин-лев". Танцуя, "лев" стремится взмыть вверх и улететь в небеса. Пожалуй, даже сегодня в Японии кирин считается посланником, передающим богу желание получить щедрый урожай, жить в благоденствии и безопасности.

Кирин – самое главное животное-божество. В Японии в четверку богов-хранителей - Лазурный Дракон Сейрю (Повелитель Востока), Алый Феникс Судзаку (Повелитель Юга), Черная Черепаха Генбу (Повелитель Севера) и Белый Тигр Бьякко (Повелитель Запада), было включено пятое божество, одновременно венчающее пентаграмму и стоящее в центре квадрата Хранителей Сторон Света, объединяя и гармонизируя их силы. Этим божеством становится Повелитель Природы Кирин (собственно японское развитие учения о противоположности, взаимопроникновении и неделимости Инь и Ян). В Японии Кирин в отличии от китайского Цилинь приобрел гораздо больше «агрессивных» черт. Так, к примеру, ему стало приписываться свойство требовать жертвы за дарование силы.

Японский дракон (竜 или りゅう или リュウ, Рю) - обладает тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.


Один из известнейших японских драконов - Ямата-но ороти 山多の大蛇. По легенде он семь лет подряд наводил ужас на страну Идзумо в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю, пожирая дочерей земного бога Асинадзути (Старец, гладящий ноги) и его жены Тэнадзути (Старуха, Гладящая руки). Явившийся на восьмой год бог Сусаноо-но микото договорился с родителями убить дракона, попросив в награду последнюю их дочь - Кусинада-Химэ. В древней японской рукописи «Нихонги» имя дракона обозначено идеограммами, которые переводятся как «змей-страшилище, восьмихвостый, восьмиглавый». А сам Ямата-но ороти описан так: «Его глаза подобны ягодам вишни, он имеет тело с восемью головами, на нём растут мох и деревья. Тело дракона покрывает собою восемь долин и восемь холмов, а брюхо его кроваво и охвачено пламенем». Сусаноо-но микото напоил дракона сакэ из восьми бочек и когда тот опьянев, уснул, убил его, разрубив на мелкие кусочки. В одном из хвостов он нашёл меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги - Небесный меч из Кучащихся Облаков), который преподнёс своей сестре Богине Солнца Аматэрасу.
Японский дракон отличается от китайского ци-линя только тем, что на лапах у него три пальца вместо пяти, а у корейского дракона - четыре пальца. Важное значение имеет цвет дракона. Желтые драконы выше имперских, они являются символом центра Земли. Золотые драконы приносят богатство, мудрость и доброту. Синие и зеленые являются символами Весны, они приносят удачу и крепкое здоровье. Красный ассоциируется с бурями, югом, летом, сердцем, это символ огня, активности и удачи. Черный дракон ассоциируется со штормами, севером, зимой, местью и беспокойством. Белый представляет осень, траур и смерть.
Fuku Riu - японский дракон удачи. Не всех японских драконов надо остерегаться. Например, японского дракона удачи Fuku Riu назвать свирепым трудно. Встреча с ним благоприятна для активации удачи, процветания и изобилия.
Дракон Ryo Wo . Дракон Ryo Wo происходит от синто-религии, это морской змей. Он известен своим благородством и мудростью, является опекуном синто-веры. Люди, которые погибли в море, как сообщается, проживали в его царстве - Ryo Wo имеет подводный дворец.

Японские драконы и императоры-метисы


Японские мифы полны упоминаний о драконах , гигантских змеях и злобных демонах , которые в большом количестве «выходили из-под земли» во время правления прямого потомка солнечной богини Аматэрасу, Хикоко-но Нинигино Микото, или попросту Ниниги (24-20 или 17-15 млн. лет назад, по моим реконструкциям в книге «Земля до потопа – мир колдунов и оборотней »). Змеи, драконы и демоны были покрыты чешуей, имели длинные когти, крылья, огромные пасти, обладали страшной силой, огромными размерами и могли менять форму и становиться невидимыми. Одни из них считались обитателями морских пучин, другие населяли подземный мир, которым правила богиня смерти Дзигокудаю.
Змеев, драконов и демонов сначала было так много, что они вынудили Ниниги возвратиться в «небесные скалистые палаты». После этого боги стали посылать на землю своих белокурых представителей, но те мирно уживались со змеелюдьми и другими демонами и обзаводились совместным потомством. Они начинали действовать наперекор небесным духам (богам), и в этом отношении были очень похожи на падших ангелов - сынов Божьих Книги Бытия, стражей Книги Еноха и нефилимов «Тикуней Зохар». (см. также )
Наконец, небесным духам (богам) Таке-Мино и Тори-Буне удалось победить земных духов. После этого (17-15 млн. лет назад, или позднее) Ниниги с бесчисленным множеством богов стали спускаться на Землю. Ниниги взял себе в жены двух дочерей Властителя горных цепей Охо-Яма, Ко-но-хане и Яха-Нага. У Ниниги родилось три сына, которые, согласно японским преданиям,
появились на свет в покоях, объятых пламенем. Наследник Ниниги, Хори, который и сам был метисом, женился на дочери морского бога Ватацуми-но Ками, истинный облик которой соответствовал чудовищу. У них родился сын, имя которого мне неизвестно. Он женился на воспитавшей его тёте (кем она была, тоже не говорится) и их сын, Дзимму-тэнно стал первым императором Японии.

Корейские культурные герои – змеелюди (драконы) и метисы


Записанная в корейских мифах и исторических летописях история Кореи, по-видимому, начинается значительно позднее – с начала четвертичного периода (1,8 млн. лет назад), когда на Корейский полуостров высадились «сыны неба» во главе с Хвануном-Тангуном. Тем не менее, распространенные в них сюжеты о рождении культурных героев (понятие сродни китайским легендарным правителям и императорам, которое было заменено им после проникновение в Корею конфуцианских идей) из огромных яиц, ребер дракона, камней и частое присутствие в корейских мифах драконов позволяют считать, что в начале мифологического периода корейской истории на полуострове жили змеелюди (драконы), которые также могли переждать последствия катастрофы под землей.

ИСТОРИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОРЕЙСКИХ КЛАНОВ. Аристократическая (в далёком прошлом даже дважды королевская) корейская фамилия Cha 차 (車) имеет много искажённых вариантов, записанных кириллицей, таких как Цхай, Чай, Чагай (Ча, Чха) и даже Цай (но не все) . Клан Cha имеет один ПОЙ (пон - 본) --- 연안 (延安) --- Ён-ан. Он может звучать с искажением как ЁНАЙ (Ёнай Ча-га) . История фамилии Cha (차) уходит в эпоху Древней Кореи, т.е. Ко-Чосон 고 조선 (Древний Чосон, основанный Тангуном) и насчитывает более двух с лишним тысяч лет. Предки Cha (Чха), будучи ещё в те времена царского происхождения, пришли с северо-запада и осели в местечке Ильтхосан (일토산) около Пхеньяна (평양) . Один из потомков царских кровей Са Щин-гап (사신갑) преобразовал фамильный иероглиф,Ванг,왕 (王) , сменил имя на Чо-мёнг 조명 (祖明) и стал величаться Ванг Чо-мёнг (왕 조명 (王 祖明)). В поздний период Древнего Тангун-Чосона (Древней Кореи) один из потомков Ванг Чо-мёнга Ванг Монг (왕 몽 (王 夢)) с семью сыновьями ушёл на юг Древней Кореи и стал жить в горах Чирисан (지리산) . Там преобразовал фамильный иероглиф в Чха (Cha) 차 (車). Иероглиф Cha 車 сформировался из иероглифа,wang, 王 (который и означает, король, царь, повелитель,) , 王 позже стал 全 , потом 申 и наконец 車 - и содержит в себе зашифрованный элемент 王 (король, царь) . Основателем клана считается Чха Му -иль (차 무일 (車 無一)), т.е. корейский предок Ванг Монг (왕 몽) ушедший с семьёй на Юг Корейского полуострова и сменивший полностью даже своё имя на Чха Му-иль. В 1 веке до н.э. на заре истории корейского раннефеодального государства Силла (신라) за большие заслуги и помощь основателю Силла королю Пак Хёккосэ Чха Му-иль получил очень высокую должность и чин при королевском дворе, утвердил фамилию Чха и укрепил свой клан, а также пользовался большим уважением. Далее потомок Чха Му-иля в 32 поколении Кон-Щин (건신 (建申)) или он же и Кон-гап (건갑 (建甲)) , занимая высокий пост при королевском дворе, получил от 39-го короля Силла Сосонг ванга (소성왕) прошение опекать наследного принца. Чха Кон-гап опекал 12-летнего принца, ставшего королём Эджанг ванг (애장왕) . Чха Кон-гап позже велит своему сыну Чха Сынг-сэку (차승색 (車 承穡)) тоже опекать и помогать молодому королю. В то время клан Чха пользовался ещё большим уважением и почитанием. Далее дядя молодого короля Ким Он-сынг (김 언승) совершает переворот, захватывает власть в стране и объявляет себя королём Хондок ванг (헌덕 왕) . Чха Сынг-сэк с сыном Чха Гонг-сук намеревались отомстить за предательство и государственный переворот, но намерения были раскрыты, и Чха Сынг-сэк с сыном вынуждены были уехать и скрываться в провинции Хвангхэдо (황해도) в горах Кувольсан (구월산) Чха Сынг-сэк скрыл от всех свою настоящую фамилию Чха и стал использовать фамилию Рю 류 (柳), которая означает дерево ивы, с таким же смыслом, что и фамилия его бабушки, у которой фамилия Янг (양 (楊)) . Чха Сынг-сэк сменил даже своё имя на Бэк (백 (栢)) , имя сына сменил на Гэ-мёнг (개명 (改名)) . Так Чха Сынг-сэк стал носить фамилию и имя Рю Бэк, а его сын Рю Гэ-мёнг. Второй сын Чха Сынг-сэка Чха Гонг-до (차 공도 (車 恭道)) стал скрываться в местечке Кангнам (강남) . Этот второй сын позже изменит фамильный иероглиф Чха (차 (車)) на Ванг (왕 (王)) , восстановив истинное значение царской фамилии, и именно этот второй сын Чха Сынг-сэка Чха Гонг-до в будущем станет прадедом основателя корейского государства Корё (고려) Ванг Гона (왕건 (王建)) в 10 веке, и королевское имя этого прадеда (т.е. сына Чха Сынг-сэка Чха Гонг-до) станет Вондок дэванг (원덕 대왕 (元德 大王)), и клан Чха ещё раз будет почитаться как королевский и в эпоху Корё. В эпоху объединённого Силла (신라) в 9 веке н.э. и в эпоху Корё(고려) в 10 веке н.э. от фамилии Cha (차) произойдёт братская фамилия Ryu 류 (柳) (кириллицей запишут как Рю, Лю, Люгай, Ню...некоторые Ю и Югай (но необходимо знать точный иероглиф. не все Ryu (Ю, Югай) родственны Cha)) .Один из представителей клана Cha (차), т.е. упомянутый Чха Сынг-сэк, скрываясь от опасности, специально сменит фамилию Cha(차) на Ryu(류) . (в СНГ корейцы будут говорить Подыль -Лю-га). В 10 веке представитель клана Рю (т.е. в прошлом Чха) в 6 поколении Рю Хэ (류해 (柳 海)) , посмертное имя которого Рю Чха-даль (류 차달 (柳 車達)) , поможет Ванг-Гону с боеприпасами и продовольствием для армии и их транспортировкой. В эпоху Корё (10 век) одному из потомков новой ветви Ryu (т.е. в прошлом Cha) снова восстановят фамилию Cha (восстановят старшему сыну Рю Чха-даля (류차달) - Чха Хё-джону (차효전)). Сделает это король Кореи Ванг Гон (왕건) в 10 веке (эпоха Корё) за огромную помощь, оказанную королю в войне и подарит (даст в правление) целый город Ён-ан (연안) и поместья в столичной префектуре (сейчас это место находится в Северной Корее около города Кэсон). Мало того, клан Чха (Cha) будут все почитать так же, как и королевский клан Ванг (основатель Ванг Гон) . Потому что дед короля Ванг Гона был из клана Чха (но сменивший фамильный иероглиф Чха 차 (Cha 車) на Ванг 왕(王), чтобы снова подчеркнуть изначальное королевское происхождение. Второму сыну Рю Чха-даля Хё-гыму (효금 (孝金)) оставят фамилию Рю и пой (пон) у Рю Хё-гыма будет Мунхва (문화 (文化)) . Так появится братская клану Чха фамилия Рю. И сейчас именно кланы Ёнай Ча-га и Подыль-Лю-га (т.е. Мунхва Рю-га) - самые кровные клановые родственники. Это история двух из около 300 корейских фамилий. За долгую историю клана Чха (차) Cha, среди представителей данного клана было немало высокопоставленных чиновников, министров, а также генералов, каллиграфов, поэтов, буддийских монахов и других выдающихся личностей, отличающихся высоким патриотизмом и правильным понятием кодекса чести. Это говорит о том, что мы можем гордиться своими предками, но хотелось бы чтоб и предки могли бы так же гордиться нами, потомками.... Чха Пхо-он (차 포온 (車 蒲溫)) – выдающийся министр, отличившийся и применивший хорошие знания в оборонной стратегии и дипломатии в эпоху Корё . Чха Чхоль-ло (차 천로 (車 天輅)) – отличился в корейской литературе, писал стихи на ханмуне, был признан даже в Китае в эпоху Чосон. И другие выдающиеся личности клана Чха древней эпохи. В 20 веке известны многие представители клана Чха, как борцы за независимость Кореи Чха До-сон (차 도선) , Чха Сок-по (차 석보) , Чха И-сок (차 이석) (состоял в комитете по государственным делам временного правительства Кореи) и др.

Imoogi (이무기) — оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей оригинальное написание наименования Имуги и его транслитерация латиницей

Koul — англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" англоязычное написание наименования "коул", под которым фигурирует имуги в трилогии К.Пайка "Алоша"

Коул — интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша" интерпретация имуги в трилогии К.Пайка "Алоша"

В Корее есть множество сказаний, в которых говорится про имуги - огромных морских существ, которые мечтают стать драконами .

Однако, как и положено живой и несистематизированной мифологии, единообразной трактовки образа имуги у корейцев не существует. В некоторых легендах, например, говорится, что имуги есть безрогие существа, похожие на драконов , но не способные ими стать из-за проклятия. В других преданиях проводится идея о том, что Имуги являются "куколками" или "личинками" драконов . И они таки станут полноценными и полноправными драконами , пробыв 1000 лет в океане. В такой трактовке имуги они изображаются в виде гигантских добродушных морских змеев, обитающих в водных просторах или даже в прибрежных пещерах.

И да, по преданиям, изображения имуги приносят удачу .

На помощь корейцам, не имеющих устоявшегося образа имуги пришли друзья-американцы и сделали целый фильм об этом малоизвестном виде драконов , назвав свое произведение "D-War" («Война драконов »/«Война динозавров», 2007). Оставив за рамками вопросы аутентичности и корректности интерпретаций, равно как и оценку художественных достоинств фильма, отметим лишь занятный моральный диморфизм имуги в фильме: злой имуги более темного тона, более тонкий и имеет несгибающийся капюшон наподобие того, что есть у кобры; добрый имуги - светлее, массивнее и без капюшона. А так да - имуги остаются недодраконами , которым необходим источник волшебной силы, дабы в буквальном смысле "вознестись



error: Контент защищен !!