Бог грома и молнии у восточных славян. Перун — бог грозы, молнии и грома

Бог Перун - славянский Бог грома и покровитель воинов. Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг - «perendan», так же, как, например, Thursday (четверг) - день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами, и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун - бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

Бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой. В «Книге Коляды» написано:

«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец»

Еще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц - Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся… Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей - живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр.

Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

В.И. Даль пи­шет о нем так:

«В Бе­лорус­сии - это вы­сокий, пле­чис­тый го­ловач, чер­но­волос, чер­ноглаз, бо­рода зо­лотая, а в пра­вой ру­ке лук, в ле­вой кол­чан со стре­лами; он ез­дит по не­бу в ко­лес­ни­це, пус­ка­ет ог­ненные стре­лы».

Пе­рун по­ража­ет «гро­мовой стре­лой» - мол­ни­ей сво­его зак­ля­того вра­га Ве­леса, по­хитив­ше­го у Пе­руна скот. Бе­зус­пешно пы­та­ет­ся спря­тать­ся Ве­лес от «гро­мовых стрел» в де­реве, кам­не, в че­лове­ке, жи­вот­ных и во­де. И лишь в под­земном ми­ре Ве­лес об­ре­та­ет убе­жище.

Кресть­яне в Твер­ской гу­бер­нии еще на ру­беже XIX–XX ве­ков го­вори­ли так:

«Ес­ли Бог сжи­га­ет мол­ни­ей де­рево, то он же­ла­ет унич­то­жить чер­та, пря­чуще­гося в его вет­вях. Ес­ли мол­ния по­пада­ет в че­лове­ка, то толь­ко для то­го, что­бы убить спря­тав­ше­гося в нем чер­та. За это Он наг­ражда­ет уби­того на том све­те».

Древние славяне были язычниками до тех пор, пока князь Владимир не крестил Русь в 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…

В XVII ве­ке Адам Ор­ле Арий в «Пу­тешес­твии в Мос­ко­вию и Пер­сию» пи­сал: «Нов­го­род­цы, ког­да бы­ли еще языч­ни­ками, име­ли идо­ла, на­зывав­ше­гося Пе­руном, т. е. Бо­гом ог­ня, ибо рус­ские на­зыва­ют огонь «пе­рун». На том мес­те, где сто­ял их идол, пос­тро­ен мо­нас­тырь, удер­жавший имя идо­ла и наз­ванный пе­руно­вым мо­нас­ты­рем. Бо­жес­тво это име­ло вид че­лове­ка с крем­ни­ем в ру­ке, по­хожим на гро­мовую стре­лу (мол­нию) или луч. В знак пок­ло­нения это­му бо­жес­тву со­дер­жа­ли не­уга­симый ни днем, ни ночью огонь, рас­кла­дыва­емый из ду­бово­го ле­са. И ес­ли слу­житель при этом ог­не по не­раде­нию до­пус­кал огонь по­тух­нуть, то на­казы­вал­ся смертью».

ПЕ­РУНО­ВО СВЯ­ТИЛИ­ЩЕ

Бог грома и молнии у славян, как и у эллинов, считался главным. Когда наступала весна, Перун, по преданиям, сверкая молниями, оплодотворял землю щедрыми дождями. А после этого выводил из-за черных туч ласковое солнце. Пробуждая после зимнего сна природу, бог будто в очередной раз создавал мир, поэтому его часто именовали творцом. Бог грома и молнии возбуждал страх и трепет, поскольку он был карающей силой. Наказывал смертных стрелой огненной, вызывающей пожары, а также посылал ливни, бури и град, голод, болезни, неурожай. Но были в его арсенале и громовые стрелы, которые падали с туч и глубоко входили в землю. Через определенное время (три–семь лет) они снова возвращались на земную поверхность в виде камней продолговатой формы темно-серого или черного колера. Это белемниты – сосульки, которые образовываются в песке от удара молнии. Их люди носили как талисман, который способен уберечь от пожара и грозы.

По­доб­ные пред­став­ле­ния о «не­гаси­мом ог­не» Пе­руна под­твержда­ют и дан­ные ар­хе­оло­гии. В.В. Се­дов в се­реди­не XX ве­ка рас­ко­пал под Нов­го­родом в уро­чище Пермнь круг­лую пло­щад­ку с ямой от стол­ба в цен­тре. Вок­руг пло­щад­ки имел­ся ров с вось­мью рас­ши­рени­ями, ко­торые, по мне­нию уче­ных, яв­ля­лись кос­три­щами для воз­жи­гания ог­ня.

Из­вес­тно, что в Нов­го­роде, как и в Ки­еве, идо­лы Пе­руна сто­яли на хол­мах. Так, в треть­ей нов­го­род­ской ле­топи­си (988 г.) мож­но про­честь: «… и треб­шца ра­зори и Пе­руна по­сече, что в ве­ликом Но­вег­ра­де сто­ял на Пе­рыни». Оче­вид­но, что Се­дов об­на­ружил древ­нее свя­тили­ще Пе­руна, о ко­тором шла речь в ле­топи­си.

На ки­ев­ском хол­ме идол Пе­руна сто­ял еще во вре­мена кня­зя Иго­ря. Как со­об­ща­ет ле­топись 945 го­да: «На сле­ду­ющий день Игорь приз­вал пос­лов и при­шел на холм, где сто­ял Пе­рун, по­ложил ору­жие свое и щи­ты, и зо­лото…». Да­лее идет речь о клят­ве, ко­торую да­ют ру­сы, зак­лю­чая до­говор с Ви­зан­ти­ей. Сог­ласно обы­чаю ру­сы кля­лись сво­ими бо­гами - Пе­руном и Ве­лесом.

Ли­тов­ский бог-гро­мовер­жец, Пер­ку­иас, по пре­данию так­же жил на вы­сокой го­ре, ко­торая так и на­зыва­лась Пер­кун-го­ра.

ПЕ­РУНОВ ДУБ, ПЕ­РО И ТА­БУ

Из жи­вот­ных Пе­руну пос­вя­щали ко­ня, а из де­ревь­ев - дуб. По всей об­ласти рас­се­ления древ­них сла­вян из­вес­тны наз­ва­ния воз­вы­шен­ностей и гор, на­зыва­емых пе­руно­выми. Из­вес­тны так­же наз­ва­ния «Пе­руно­ва ро­ща» и «Пе­рунов дуб». Имен­но в та­ких мес­тах и рас­по­лага­лись свя­тили­ща Пе­руна. Так, в да­тиру­емой 1302 го­дом дарс­твен­ной гра­моте га­лиц­ко­го кня­зя Ль­ва Да­нило­вича го­ворит­ся: «…а от той го­ры до Пе­руно­ва Ду­ба го­ре скло­не бысть вла­дени­ям епис­ко­па Пе­ремышль­ско­го». Как ви­дим, и вла­дения епис­ко­пов мо­гут ог­ра­ничи­вать язы­чес­кие то­пони­мы.

Объ­яс­не­ние зна­чения сло­ва «и­ерун» пред­став­ля­ет не­кото­рую слож­ность для сов­ре­мен­ных ис­сле­дова­телей. Так, В.И. Даль при­водит кры­латые вы­раже­ния на этот счет: «Ка­бы те­бя пя­руном трес­ну­ло!», «Кру­гом его, из об­ла­ков, гре­мящие пе­руны бле­щут». Даль при­водит од­но­корен­ные сло­ва: «пе­реть, по­пирать, пря». И в са­мом де­ле, сох­ра­нились вы­раже­ния: «ку­да прешь?», «впе­ривать взгляд», «пыр­нул но­жом». Оче­вид­но, они ука­зыва­ют на смыс­ло­вую бли­зость к за­быто­му сло­ву «пе­рун».

Не­кото­рые ис­сле­дова­тели пред­по­лага­ют, что Пе­рун про­ис­хо­дит от сло­ва пе­ро, от­сю­да пер­на­тый. Пред­по­лага­ет­ся, что в бы­лые вре­мена Пе­рун имел об­раз не че­лове­ка, а пти­цы (по­хожий об­раз: жар-пти­ца).

Од­на­ко дру­гие ис­сле­дова­тели ука­зыва­ют, что сло­во «пе­рун» яв­ля­ет­ся зву­копод­ра­жани­ем зву­ку гро­ма. В до­каза­тель­ство при­водят сла­вян­ские ана­логи Пе­руна: Пе­реру­на, Пе­реру­га, Пре­перу­да, При­ору­ша. Оче­вид­но, ис­тинное имя Бо­га-гро­мови­ка та­бу­иро­валось.

Внешность и атрибуты

Перун – славянский бог грома и молнии. У римлян он именовался Юпитером, у древних греков – Зевсом. Они и внешне похожи, и функции выполняли практически одинаковы. Но у наших предков он все же был ближе к людям, чем в Средиземноморье.

Бог грома и молнии у славян выглядел как статный и зрелый мужчина высокого роста. У него была длинная борода золотого оттенка и черные прямые волосы. Восседал он на пламенной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, грохот которой арийцы считали громом, либо на лошади верхом. Всегда при нем был лук и колчан, наполненный стрелами. Также он мог иметь большую палицу, камни, топор. Священными животными Перуна являлись конь, тур (его облик бог часто принимал, когда путешествовал по земле), ворона и сорока.

Летописец Нестор утверждал, что идол бога Перуна, который Владимир воздвиг в Киеве во время своей первой религиозной реформы, был из дерева. Но голова его отлита из серебра и украшена золотыми усами. Бог покровительствовал воинам, правителям, но также его представляли как пахаря и кузнеца. Атрибутами Перуна был сошник и камень, символом – раскаленное железо и кипучая вода. Деревом главного бога считался дуб, из которого можно было добыть живой огонь, а цветком – голубой ирис. Именем Громовержца клялись, и нарушить эту торжественную присягу было никак нельзя, ведь это могло повлечь за собой гнев бога. Чтобы задобрить Перуна, ему приносили жертвы – домашнюю птицу (петуха), скот, а в более ранние времена и людей – пленных или детей.

«ПЕ­РУНО­ВЫ СТРЕ­ЛЫ» И «ГО­ЛУБЫЕ БЕ­РЕТЫ»

Глав­ным ору­жи­ем Пе­руна бы­ли стре­лы и то­поры, а так­же кам­ни пе­руно­вы (у по­ляков), на­зыва­емые ны­не бе­лем­ни­тами. Все эти пред­ме­ты язы­чес­ко­го куль­та с по­зиций древ­не­го пра­вос­ла­вия на­зыва­лись «бо­гомер­зки­ми ве­щами». Меж­ду тем ору­жие для древ­них во­инов име­ло боль­шую цен­ность. Бог гро­зы уже в ин­до­ев­ро­пей­ской тра­диции на­делял­ся во­ен­ной фун­кци­ей. На Ру­си он счи­тал­ся пок­ро­вите­лем во­ен­ной дру­жины и ее пред­во­дите­ля - кня­зя.

В хрис­ти­ан­ской тра­диции фун­кции Пе­руна час­тично пе­рехо­дят к Илье про­року. Не­даром этот свя­той и се­год­ня счи­та­ет­ся пок­ро­вите­лем де­сан­тни­ков. Мо­жет быть, нес­прос­та де­сан­тни­ки ку­па­ют­ся в фон­та­нах в свой день. Этим са­мым они не­воль­но ожив­ля­ют дав­нюю тра­дицию во­до­ос­вя­щения на Иль­ин день. «Ку­лач­ные бои», ко­торые так­же ре­гуляр­но ус­тра­ива­ют де­сан­тни­ки, на­поми­на­ют древ­ние мо­лодец­кие иг­ри­ща в честь Пе­руна.

Пер­во­началь­но в древ­ней ико­ног­ра­фии Илья про­рок изоб­ра­жал­ся на ко­лес­ни­це или на ко­не. Он по­ража­ет сво­им гроз­ным ору­жи­ем зме­евид­но­го вра­га, ко­торо­му со­от­ветс­тву­ет древ­ний Ве­лес, а в бо­лее поз­дних ва­ри­ан­тах ми­фа - Зми­улан. Та­ким об­ра­зом, Илья Му­ромец из рус­ских бы­лин име­ет все шан­сы счи­тать­ся пре­ем­ни­ком Древ­несла­вян­ско­го Пе­руна.

ПЕ­РУН И ИЛЬ­ИН ДЕНЬ

День вет­хо­завет­но­го про­рока Илии на­зыва­ют Иль­иным днем. Он от­ме­ча­ет­ся по но­вому сти­лю 2 ав­густа, а по ста­рому от­ме­чал­ся 20 и­юля. Кресть­яне в этот день ста­рались не ра­ботать. Они ве­рили, что то­го, кто на­рушит этот зап­рет, по­разит мол­ния. В цер­ковь в этот день при­носи­ли в ка­чес­тве жер­твоп­ри­ноше­ния ба­ранью но­гу, но­вый мед, ко­лосья све­жей ржи, зе­леный го­рошек. В этот день ос­вя­щали во­ду. Не­ред­ко про­води­лись ри­ту­алы с об­ли­вани­ем во­дой жен­щин. Как счи­та­ют ис­то­рики, эти ри­ту­алы в сво­ей ос­но­ве вос­хо­дят к язы­чес­ким куль­там, свя­зан­ным с вы­зыва­ни­ем дож­дя и да­же с че­лове­чес­ки­ми жер­тва­ми. Пос­ле Иль­ина дня зап­ре­щалось ку­пать­ся. До сих пор кое-где прак­ти­ку­ют­ся ри­ту­алы вы­зыва­ния дож­дя. Для этой це­ли от­лавли­ва­ют змею, раз­ру­ба­ют ее вдоль и ве­ша­ют на де­рево. В этих ри­ту­алах как в кап­ле во­ды прос­матри­ва­ет­ся ве­ра в древ­ний миф. Че­ловек, убив­ший змею, упо­доб­ля­ет­ся Бо­гу, убив­ше­му змея. По­доб­ное при­тяги­ва­ет по­доб­ное. И идет дождь. Иног­да для то­го, что­бы выз­вать дождь, на ок­ра­ине по­ля раз­во­дят кос­тер и ки­да­ют в не­го уби­тую змею. Оче­вид­но, та­кие дей­ствия вос­про­из­во­дят древ­ний ри­ту­ал пок­ло­нения Пе­руну.

Перун – бог грома и молнии

После Сварога и Рода главное место среди языческих богов Древней Руси занял Перун – бог грома и молнии. По своим функциям Перун напоминает греческого бога Зевса, римского Юпитера, скандинавского Одина.

Из текстов договоров русов с греками известно, что княжеские дружины Олега, Игоря и Святослава неизменно присягали именем Перуна. Присяга постоянно присоединялась к традиционной клятве оружием. Так, повествуя о заключении мира греков с Олегом, летописец отмечает: «А Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, их богом». Еще более эффектна клятва 945 года: «Если же кто-нибудь из князей или людей русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что написано в хартии этой, – да будет достоин умереть от своего оружия и да будет проклят от бога и от Перуна за то, что нарушил свою клятву».

Клятвопреступника ожидала грозная и страшная месть неумолимого бога, о чем сказано в договоре Святослава с греками в 971 году: «Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я (то есть князь Святослав. – Б. В.) и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, – от Перуна и Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие».

Из договоров русов с греками, записанных в «Повести временных лет», ясно, что Перун X века стал богом оружия, княжеской дружины, покровителем самого князя, то есть богом княжеско-дружинной Руси.

Идол Перуна стоял в Киеве на горе. Вот как об этом рассказывает под 945 годом «Повесть временные лет»: «На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото и присягали Игорь и люди его, – сколько было язычников между русскими». По мнению исследователей, в частности Е. В. Аничкова, упомянутый здесь идол Перуна стоял в самом княжеском дворе Игоревичей, то есть в древнейшем городище на Старокиевской горе.

Когда же князь Владимир стал властелином Руси, то есть князь и дружина стали политической властью, тогда, по летописи, Перун был поставлен «за теремным двором» на холме, окруженный сонмом других богов. Основание языческого пантеона в Киеве было осуществлено с целью объединения различных племен в единое государство с единой верой. Перун – бог князей и дружинников – был превращен Владимиром в главное божество всей Русской земли.

Среди новопоставленных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши) летописец на первое место ставит Перуна. Этот всемогущий бог имел человеческое подобие. Тело его было высечено из дерева, голова отлита из серебра, а усы – из золота. Густынская летопись дополняет образ Перуна: ноги у него были железные, глаза – из драгоценных камней. В руке он держал каменное подобие стрелы, осыпанной яхонтами. Перед Перуном всегда горел огонь, который жрецы под страхом смерти обязаны были поддерживать.

Культ Перуна был установлен также в Новгороде. Тем самым два главных пункта пути из «варяг в греки» объединялись единым культом. Новгородское святилище разместили на левом берегу Волхова, на высоком холме. В центре стоял кумир Перуна. Он держал тяжелый дубовый посох и смотрел на восток, а вокруг него постоянно горело восемь костров.

Введение христианства на Руси привело к уничтожению всех идолов того времени, в том числе и Перуна. Владимир приказал свергнуть кумиров: одних изрубить, других сжечь. По летописи, первым был низвергнут главный бог Киева и Руси. Его привязали к хвосту коня и волочили с горы по Боричеву взвозу к Днепру, а 12 сильных мужей колотили бога жезлами. И сбросили Перуна в Днепр, и поплыл он, а язычники бежали следом и кричали: «Выплывай, боже, выплывай». Прошел Перун пороги, и выбросило его ветром на берег. С той поры и называется то место Перуновой отмелью.

Не менее жалкой была участь и новгородского Перуна. Легенды рассказывают, что новокрещеные новгородцы сбросили идола в Волхов. Один из новгородцев бросил Перуну, что тот «досыта поел и попил», издеваясь над его позорным отплытием Волховом из Новгорода. Разгневанный Перун будто замахнулся на него дубовой палицей и забросил ее на мост, крикнув людям: «Вспоминайте меня и бейтесь на мосту сем». Так в старину объяснялась причина частых столкновений новгородцев на мосту через Волхов, причем палки их назывались Перуновыми палицами.

автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Бог грома забирает своих Осетинами почитался бог плодородия и громовик Уацилла (Илла – имя Ильи пророка). Считалось, что для убитых молнией людей уготован солнечный рай. Избранник бога должен быть похоронен там, где угодно будет богу. Тело погибшего клали на новую арбу и

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Сын грома и возлюбленный ученик Между портретом Иоанна в синоптических евангелиях и его автопортретом в собственном евангелии есть очевидные различия, как есть они и между четвертым евангелием и Апокалипсисом. Но при ближайшем рассмотрении эти различия оборачиваются

Из книги Древние боги славян автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

ПЕРУН Лунный ворог побежденный Еле светится внизу. Бог Перун на мир смущенный мечет светлую грозу. С. М. Городецкий. Перун, 1907 Кто он всё-таки, Перун: бог воинов, властителей или земледельцев? Вот в чём вопрос.По распространённому в отечественной науке мнению,

Из книги 100 великих замков автора Ионина Надежда

Дзонги «Страны драконов грома» Королевство Бутан, зажатое высокогорными скалами величественных Гималаев, в течение многих веков было полностью изолировано от внешнего мира. «Страна утраченных горизонтов», «государство спрятанных сокровищ»! Загадочность этих образов

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

…И МОЛНИИ Наконец, помимо этих двух способов гадания, этруски владели практикой бросания жребия (клеромантией). Было найдено множество жетонов или небольших пластинок с указанием имени божества-оракула, например Сури, которое некоторые считают аналогом Аполлона и

Из книги Военные катастрофы на море автора Непомнящий Николай Николаевич

Боги грома Документальное повествование

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

«Молитвенный дом» сравним с «Ударом грома» С началом 1945 г. стратегическая авиация США приступила к наращиванию ударов по Японии с Марианских островов. Бомбардировщики Б-29 - «сверхкрепости», впервые получившие массовое применение на Тихоокеанском театре военных

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Перун Перун - начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал камень,

Из книги Политическая биография Сталина. Том 2 автора Капченко Николай Иванович

1. Первые раскаты грома Убийство Кирова большинство биографов Сталина считает событием, ставшим убедительным предлогом и своеобразным политическим оправданием грозного вала репрессий, вскоре обрушившихся на партию и страну. Для понимания и объяснения сталинской

Из книги Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева автора Зубок Владислав Мартинович

Удар молнии 6 августа 1945 г. американская атомная бомба уничтожила Хиросиму; через три дня другая бомба испепелила Нагасаки. Ведущий советский физик-ядерщик Юлий Харитон вспоминал, что в Москве эти шаги расценили как «атомный шантаж против СССР, угрозу новой, еще более

Из книги На острие проблем автора Рыжков Николай Иванович

Раскаты грома О том, как проходил пленум ЦК КПСС, на котором лидером партии был избран Михаил Горбачев, в эксклюзивном интервью газете «Культура» рассказал сенатор Николай Рыжков, в то время секретарь ЦК.Константин Черненко умер вечером 10 марта 1985 года. Так в стране

Славянский Бог грома и покровитель воинов . Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг - «perendan» , так же, как, например, Thursday (четверг) - день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами , и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун - бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

Существует множество современных источников, в которых рассказываются Легенды о Перуне. Но ключевое слово здесь "современные". Нет древних книг, из которых можно вдохновиться мифами о боге громовержце. Все, что описывается сегодня в литературе, скорее всего, является выдумкой современников. Что же нам предлагают? Пишут о том, что бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой:

"Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец"

Еще в младенчестве вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц - Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся... Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей - живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр. Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

Бог Грома и Молнии у славян

Имя бога Перуна происходит от праславянского "перунъ" , что означает "разить, поражать" . Громовержец почитался у значительной части индоевропейских племен древности. Его ведение можно условно разделить на 2 составляющие. Первая составляющая была связана с земледелием, вторая - с покровительством воинства. Учитывая стремление славян к земледелию, Бог Перун был божеством, оберегающим урожай и приумножающим его. Рассекая мечом тучи, он проливает на поля дождь, который обеспечивает хороший рост посевов. От Бога Грома зависело, будет у славян голодный год или сытый, поэтому наши предки так почитали его. Иногда можно услышать, что Перуна считают богом огня . Это не совсем так. Полноправным богом огня является Сварог. Но отчасти Бог грома и молнии позаимствовал огненные способности. Ведь молния тоже символизирует огонь.

Из-за частых набегов врагов на земли славян, наши предки полагались на защиту Громовержца-Защитника. И тем самым бог громовержец получил еще одну важное предназначение - быть покровителем воинов . Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией. Особую роль Славянский Перун играл в покровительстве княжеской дружины . Не удивительно, что такая характерная черта бога Перуна, как красный плащ, стала неотъемлемым знаком князей-военочальников. Что же касается образа бога грозы и молнии, то представляли его высоким, статным, светловолосым воином с голубыми глазами. В золотых доспехах, красным плащем, как мы уже говорили, и с топором в руках. Иногда в бою им использовался щит и копье. Появление его сопровождалось раскатами грома и молний. Он оберегал славянских воинов на поле битвы, но не являлся богов войны. Покровитель воинов не жаждал битв, как, например, древнегреческий Арес. Он был только оберегом для воинов Руси.

Историческим примером того, как славянская дружина почитала бога Перуна, можно привести фрагмент договора 945 года Руси с Византией, упомянутого в "Повести временных лет" :

"И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь… елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посечени будуть мечи своими и отъ стрелъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь векъ и въ будущии"

Культ Перуна

Говоря о боге Грома, как покровителе князя и его дружины, следует упомянуть о том периоде, когда славянский Перун по своей значимости вышел на одно из первых мест среди остальных Богов. Период этот относится ко времени Киевской Руси, когда правил Князь Владимир, сын Святослава Игоревича. Русская летопись называет богов, культ которых Владимир "Красное Солнышко" учредил в 980 г. - это Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Богиня Макош :

"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.

И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:

Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат,

и Дажьбога,

и Стрибога,

и Семарьгла,

и Макошь.

И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери

и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими"

Зачем Владимир выделил и поставил определенных богов выше остальных остается большим вопросом. Возможно, что такими мерами он пытался заручиться поддержкой этих божеств, чувствуя вину за те проступки, которые известны всем, кто знаком с историей Киевской Руси... Князь Владимир сошел с праведного пути и, не найдя поддержки среди богов своих предков, попытался найти поддержку в другой вере? Может поэтому он решил принять христианство...

Про бога Перуна и Илью Пророка

После прихода христианства, бога Перуна заменил Илья Пророк , ездящий на огненной колеснице по небу. Именно он получил обязанности бога Громовержца и Защитника. Многие знают, что 20 Июля отмечается Ильин день . В свою очередь на "Глиняном календаре" черняховской культуры 20 июля, отмечен "громовым знаком " (колесом с шестью спицами), который является символом покровителя воинов. Такие громовые знаки в XIX веке вырезали на причелинах изб, чтобы оберегать их от ударов молний. После того, как Владимир принял христианство, богу громовержцу оказали особую почесть. Идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами не сожгли, как других идолов, а эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до порогов, где потом возникло село Перуново.

Атрибуты и знаки Перуна

Самым известным атрибутом бога Перуна является Дуб . Он является крепчайшим и наиболее долговечным деревом. Поэтому именно Дуб является священным деревом Покровителя воинов . Вплоть до XVIII-XIX веков дуб сохранял ведущую роль в обрядности. Так, например, Н. М. Гальковский писал в своих работах, что деревенские свадебные поезда после венчания трижды объезжали одиноко стоящий дуб. Словом "Дуб" книжники наших предков называли не только конкретную породу деревьев, но и деревья вообще. Чаще всего это встречается в переводах святых писаний, когда русский переводчик, воспитанный в почитании дуба, считал необходимым именовать всякое дерево дубом. Поэтому лес в подобных переводах именовался дубравами.

Константин Багрянородный в 948 году писал о поклонении русов Перунову дубу на острове Хортице:

"Пройдя это место (переправу), они достигают острова, называемого Святым Григорием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там расти огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий - зарезать ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми...".

Это место называлось "Перуня рень" . По преданиям именно сюда был выброшен на берег деревянный идол Перуна, который был спущен на воду Князем Владимиром . Даже сегодня у речки Верхней Хортицы можно видеть дуб, возраст которого насчитывает множество сотен лет. Ствол обхватом больше 6 метров, высота около 36 метров - это потрясающее зрелище не оставит равнодушным никого. Такое дерево дает прекрасное представление о Великом Священном Дубе Славянского бога Громовержца и Защитника Перуна.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!


Религия древних славян. Перун - бог грома и молнии Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь. Было у Перуна и своё дерево дуб, и любимый цветок ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.




Даждьбог – бог Солнца Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями. Славяне верили, что бог Солнца поможет им.


Ярило Ярила бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи. Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.




Лада – богиня любви Лада богиня любви, красоты и очарования. Лель был старшим сыном Лады, вторым сыном был Полеля бог брака. Он благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. Третий сын Лады Дид, бог супружества. Как и его брат Полеля, Дид всегда молод. Богиня Дидилия хранительница рода и детей также из семейства Лады.

– воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.

Велес – один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес – "скотий бог" – хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи.

Даждьбог – бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Его имя слышится в краткой, дожившей до наших дней, молитве – «Дай, Боже!»

Догода – бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду.

Карачун – бог скотьего падежа и гибели от мороза.
Карачун – это второе имя Чернобога.

Коляда – древний бог веселых застолий, считается что имя его образовано от слова «коло» (круг). Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.

Крышень – сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.

Лель – в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле – этом веселом, легкомысленном боге страсти – до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.

Овсень – младший брат-близнец Коляды. Ему досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

Озем – бог подземного царства, хранитель земных недр.
Он оберегает золотые, серебряные и медные руды.

Перун – бог грозовых туч, грома и молнии, самый знаменитый из братьев Сварожичей. Перун – покровитель воинов и княжеской дружины, бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов, защитник Яви, податель мужской силы.

Род – бог-создатель видимого мира. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Род родил Сварога – великого бога, который довершил творение мира.

Сварог – бог-создатель земли и небес. Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.

Святобор – бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.

Святовит – божество, тождественное Сварогу у западных славян.

Семаргл – бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. Мог оборачиваться священным крылатым псом.

Стрибог – в восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.



error: Контент защищен !!